Главная АвтоДОРОГО И ДОЛГО: Как мечта о комфортабельной трассе из Москвы до южных курортов превратилась в испытание для путешественника

ДОРОГО И ДОЛГО: Как мечта о комфортабельной трассе из Москвы до южных курортов превратилась в испытание для путешественника

Недовольство качеством  работы государственной компании «Автодор» недавно достигло самого высокого уровня. На этот раз уже глава области Алексей Гордеев на встрече с директором филиала Юрием Байрамовым обещал «официально поставить вопрос о несоответствии должностных лиц своим обязанностям». Поводом для жесткой критики стал затянувшийся ремонт участка М-4  между Павловском и Лосево в период высокой загруженности трассы.  Там в южном направлении в разгар летних отпусков растянулась 12-километровая пробка из туристов,  фур  и несчастных местных жителей, для которых добраться в соседний населенный пункт стало неразрешимой задачей.
Стоит отметить, что жители Воронежской области уже давно «точат зуб» на нерадивого «дорожного монополиста» и причин для этого немало. Попробуем разобраться в том, почему работа Автодора вызывает столько нареканий и существуют ли какие-то альтернативы, пригодные для ее усовершенствования.

История вопроса

Каждый воронежский автолюбитель, живущий фактически на середине трассы М4 знает правило — бесплатными бывают только ямы и двухколейки. Любители сгонять до Москвы и обратно давно знакомы с правилами игры под названием «платный участок» – ты платишь за то, что едешь по более короткой дороге с хорошим покрытием, а если решил сэкономить – к твоим услугам объездная, узкая, забитая фурами трасса. Более того, зимой многие замечают, что во время метели мало-мальски чистятся только платные отрезки, бесплатные же стоят из-за многочисленных ДТП.
Большинство автомобилистов готовы платить за качество. Почему бы и нет? Ведь подобная система действует практически по всему миру. Суть ее заключается в том, чтобы создать возможность финансирования строительства и обслуживания новых и современных участков, которые будут разгружать старые транспортные линии. При этом, бесплатные участки продолжают строиться и обслуживаться, например, за счет транспортного налога.
Платными могут быть не только участки дороги, но мосты и тоннели. Главное условие реализации – дорога не должна быть единственной: для каждого такого участка должен быть альтернативный объезд.
Однако в последнее время эти правила стали активно нарушаться со стороны ГК «Автодор».
Первый вопрос, который вызывает нарекания – это то, что на М4 «Дон» платными становятся реконструированные части старых дорог, строительство которых в свое время было профинансировано за счет транспортного налога. Получается, что транспортный налог продолжает успешно взиматься, однако за реконструкцию дорог, жителям теперь приходится еще и платить дополнительно.
Именно так произошло с участком в обход города: объездная дорога пользовалась популярностью у жителей пригорода, пока со 2 февраля 2015 года проезд по участку 492-го по 517-й км трассы М4 «Дон» не стал платным.
Воронежские автомобилисты неоднократно протестовали против введения платного режима проезда по обходному участку и требовали предоставления льготного режима для местных жителей. Например, буквально через пару недель против открытия пунктов взимания платы протестующие водители, показывали свое недовольство, расплачиваясь за проезд 10-копеечными и 5-копеечными монетами, рассчитывая парализовать работу платного участка трассы. В акции приняло участие около 100 машин.
Были и другие попытки выражения народного недовольства: возмущённые воронежцы устраивали одиночные пикеты, собирали подписи под обращением в мэрию и прокуратуру Воронежа. Региональные власти соглашались с требованиями автолюбителей, и обещали добиться предоставления льгот, однако результата не последовало.
Более того, руководство госкомпании в лице зампредседателя правления «Автодора» Игоря Урманова, в своих выступлениях давало понять, что воронежцам ждать поблажек абсолютно бесполезно. Нельзя рассматривать такие крупные проекты точечно, только с позиции людей, которые живут рядом с ним, – заявил представитель компании. – Это объясняется просто:  чтобы не было разделения, когда одни люди якобы лучше, чем другие. Если ввести льготы для воронежцев, то липчане могут потребовать, чтобы за проезд по участку в Липецкой области с жителей Воронежа брали больше.
Конечно же, руководству госкомпании, которое мыслит масштабно не стоит заострять внимание на такие частности, но каждому местному автовладельцу известно, что платные участки Липецкой области проходят далеко от черты областного центра, к тому же не стоило бы путать требования льгот с повышением тарифов для иногородних. Так или иначе, руководство «Автодора» постоянно дает понять, что проблема с воронежским участком не стоит обсуждений.

Из дома и сразу в очередь

С тех пор как началась описываемая нами «дорожная» история, со стороны властей и представителей госорганизации звучали намеки на то, что проблемы с оплатой возникают только у воронежцев, и мол, пора избавляться от местечкового жлобства. Однако, проблема даже не только в оплате 35 рублей (хотя, наверняка, каждый согласиться, что отдавать эти деньги, чтобы доехать по привычной дороге на работу, не очень-то хочется), но и в том, что пункты взимания платы доставляют неудобства чуть ли не половине города.
Вместе с «платной дорогой высокого качества и одновременно возможностью пользоваться удобной инфраструктурой для отдыха и связи», как выражаются представители «Автодора» воронежцы получили бонус, в виде парализованного пробками микрорайона. Теперь приходится только вспоминать о свободном проезде по улицам Остужева, Минской и Димитрова.

#_005_Дорого-и-долго_02

Тем временем, количество участков прибавляется все больше. Соответственно цена вопроса тоже увеличивается. Сегодня сумма «дорожных сборов» от Воронежа до столицы для легкового автомобиля составляет от 330 до 515 рублей в зависимости от времени суток. При этом, вопреки всем заверениям, удобной инфраструктурой здесь и не пахнет: автомобилисты постоянно жалуются на отсутствие туалетов, возможности съехать и отдохнуть.
Более того, чтобы воспользоваться платным участком в «горячее время» автолюбителям также придется отстоять не малую очередь. Причем данная ситуация касается всех пунктов оплаты по трассе М4. Виной тому допотопная система приема оплаты. Когда весь цивилизованный мир переходит на безбарьерную систему оплаты, «Автодор» строит все новые и новые кабинки с окошками, из которых зачастую далеко не все работают.

Скромное  предложение

Тем не менее, говорить о том, что «Автодор» не предлагает автолюбителям никаких льгот и новшеств, так же было бы несправедливо.
У автомобилистов есть возможность расплачиваться с помощью специальной бесконтактной карты. При наличии смарт-карты с балансом, достаточным для проезда через ПВП, водителю нужно сделать кратковременную остановку у считывающего устройства, расположенного на кабинке кассира-оператора, и поднести карту к устройству. Однако, для того, чтобы выполнить данную манипуляцию, путешественнику снова придется попотеть в общей очереди, потому что отдельных коридоров для владельцев данных карт нет.
Есть и еще один, еще более удобный вариант, расплатиться с помощью радиопередающего устройства, транспондера. Для владельцев данного гаджета на пунктах оплаты есть отдельные полосы (окошки T-pass). Принцип работы устройства прост: при продвижении автомобиля через въездной шлагбаум система активирует транспондер, считывает состояние баланса на устройстве и, при наличии достаточного количества средств, автоматически поднимает выездной шлагбаум, позволяя машине беспрепятственно продолжать движение по участку трассы.
Также при оплате проезда с помощью транспондера предоставляется скидка на проезд 20% для всех платных участков и от 3 до 10% при условии участия в программе лояльности.
Таким образом, «Автодор» обещает владельцам транспондера, купленного за 1000 рублей, практически беспрепятственный проезд и скидку от 20 до 30 процентов. Однако, пообщавшись с владельцами сего чуда техники, выяснилось, что и здесь все не так гладко, как кажется. Во-первых, заранее (не на трассе) купить транспондер можно только в Москве, поэтому воронежцам привыкшим ездить по ночам, когда пункты продаж уже закрыты, получить такую штуку нелегко.

#_005_Дорого-и-долго_03

Во-вторых, автолюбители утверждают, что на многих участках в часы пик окна выделенные для T-pass работают в обычном режиме, с кассирами собирающими дань традиционным способом. Подливают масла в огонь и «чайники», путающие бесконтактные окна с обычными, из-за которых бывает и длинным очередям фур приходится давать задний ход.
Таким образом, настоящих, действенных альтернатив стояния в очереди для того, чтобы отдать свои кровные 35 рублей за каждый проезд в объезд города у путешественников и жителей города нет, а значит, желающие сэкономить от легковушек до фур будут и дальше мешать воронежцам передвигаться по Левому берегу.
Тем временем, впереди у «Автодора» непаханное поле для работы в южном направлении: в ближайшее время и там будут один за другим появляться платные участки, которые могли бы стать хорошей альтернативой узким устаревшим дорогам, однако скорее всего снова превратятся в головную боль для местных жителей. А пока автопутешественники от столицы до самого юга стоят в огромных очередях к «заветным» окошкам, без возможности сходить в туалет и попить воды, вдыхая запах плавящегося асфальта, и думают, удастся ли им миновать полями и оврагами ремонт дороги в районе Лосево.

На вопрос о том, стоило ли делать платным объездной участок дороги вокруг Воронежа отвечает доктор технических наук, профессор, заведущий кафедрой «Строительства и эксплуатации автомобильных дорог» ВГАСУ, Владислав Петрович Подольский:
– Начнем с того, что объездная дорога вокруг Воронежа фактически находится внутри города и к ней примыкает городская застройка. Объезд нужно переносить дальше, к Новой Усмани, и этот вопрос уже давно поднимается. Более того, лет 10 назад мне пришлось принимать участие в экспертизе проекта новой объездной дороги. Тот проект так и не был утвержден из-за того, что запроектированная дорога отрезала бы часть заповедника, что ни в коем случае нельзя делать. Однако существуют более затратные способы строительства дороги на эстакаде или в тоннеле, которые не навредили бы заповедной зоне.
Второй вопрос, который у меня вызывает сомнения – это правомерность появления этих платных участков. В мировой практике платные дороги составляют не более 4-5 процентов и обязательными условиями их появления являются: во-первых, наличие альтернативного объезда, во-вторых, строительство таких участков «с нуля». Так или иначе, воронежская объездная дорога (объездная дорога вокруг города Воронежа) существовала и до реконструкции, построена она была на деньги налогоплательщиков, которые, к тому же, платят транспортный налог. Поэтому взимать плату за проезд по ней – это все равно, что стричь одну овцу два раза.
Стоит также отметить, что дорожная инфраструктура также не готова к большому потоку транспорта, проходящего транзитом через город. На Остужева уже давно не хватает большой транспортной развязки, проект которой разработан и получил одобрение заказчика. Без его реализации направлять такие потоки транспорта было опрометчиво.

Нет комментариев

Оставить комментарий