Главная РЖДЖелезнодорожный переезд: игры со смертью

Железнодорожный переезд: игры со смертью

Казалось бы, о правилах поведения на железнодорожном переезде знает каждый: несущийся состав – это неуязвимая машина, которая сметет все на своем пути, и вероятность уцелеть при столкновении с ней крайне мала.

Тем не менее, ежегодно от дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах страдают десятки людей по всей стране. Подавляющее большинство таких аварий – это нерадивость водителей. Проблема достигла уровня общенациональной катастрофы, ее обсуждают на высшем уровне. Есть ли возможность повлиять на ситуацию и какие меры уже предпринимаются в нашем регионе поделился начальник ЮВЖД Анатолий Иванович Володько.

rgd_02

– Анатолий Иванович, в последнее время увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах.  Гибнут люди, страдает инфраструктура и подвижной состав. Эта проблема затрагивает все магистрали. В чем причина?

– Действительно, вопрос обеспечения безопасности на железнодорожных переездах в последнее время стоит очень остро. Только в текущем году на  железных дорогах страны произошло 149 дорожно-транспортных происшествий. Пострадал 151 человек, из них 33 погибли. За семь месяцев 2015 года на железнодорожных переездах в границах Юго-Восточной железной дороги произошло шесть ДТП: по одному в Белгородской, Курской и Липецкой областях и три в Воронежской. Пострадали 30 человек, двое – водители, нарушившие правила, — погибли. Для сравнения: за весь 2014 год было зарегистрировано семь таких происшествий, пострадал один человек.

Особую тревогу вызывают случаи столкновений автотранспорта с пассажирскими и пригородными поездами. Основная причина неизменна – безобразное поведение водителей на железнодорожных переездах, грубое нарушение ими правил дорожного движения. Самая неблагополучная обстановка с обеспечением безопасности движения складывается на переездах, не обслуживаемых дежурными работниками. Подъезжая к таким участкам, отдельные водители игнорируют запрещающие сигналы светофора, и, будучи уверенными  в своей безнаказанности, принимают решение «проскочить» перед приближающимся к переезду поездом, ломают или объезжают  шлагбаумы, не следят за движением.

Недавний вопиющий случай в Белгородской области, столкновение пассажирского поезда с грузовым автомобилем «Камаз» – яркое тому подтверждение.  После этого тяжелейшего ДТП с 1 августа на всей сети дорог руководством компании «РЖД» объявлен месячник «Внимание, переезд!»

– Расскажите о том, какие мероприятия были проведены в течение этого месяца?

– Помимо обычной профилактической работы, дорогам предписано осуществить комиссионные проверки буквально всех переездов на своих полигонах – у нас их 808 – с привлечением к осмотрам представителей ГИБДД, транспортной прокуратуры, надзорных органов, местных администраций, автотранспортных предприятий, общественных организаций автомобилистов и дорожных хозяйств.
Совместно с руководителями причастных филиалов компании «РЖД»  на полигоне дороги, а также начальниками служб и подразделений ЮВЖД я уже провел две таких проверки. Сначала мы проехали от Воронежа через Курск и Белгород до границы с Украиной, затем – по главному пассажирскому ходу с севера на юг, от Ряжска до станции Гартмашевка, осмотрели каждый переезд, сделали выводы. Недостатки имеются, но они легко устранимы и на общую картину никак не влияют.

Если говорить о Воронежской области, то здесь наибольшее количество переездов – 238, из них 53 обслуживаются на постоянной основе сменными работниками. Все места пересечения железнодорожного пути с наиболее оживленными автострадами  в регионах обслуживания ЮВЖД оборудованы по максимуму: автоматическими или полуавтоматическими шлагбаумами и автоматической переездной заградительной сигнализацией, электроосвещением и радиосвязью с дежурными по станциям, на многих введены в действие устройства заграждения, так называемые УЗП. По объективным причинам оснастить подобным образом каждый переезд на магистрали пока что не представляется возможным, но мы стремимся к этому.

Долгое время настоящей головной болью юговосточников и воронежских властей был железнодорожный переезд в районе остановочной площадки «Машмет». С одной стороны – платформа пригородных поездов, с другой – рынок и конечная остановка маршрутных такси. Движение поездов, особенно в летнее время, здесь очень интенсивное. Случалось, что вереница автомашин в часы пик растягивалась на сотни метров. В конце концов, опасный переезд удалось закрыть. Совместными усилиями железнодорожников и администрации Воронежа на 595-м километре перегона Придача – Масловка, в восьмистах метрах от старого, был построен новый переезд. Место было выбрано удачно: хорошая видимость, отсутствие построек, минимум пешеходов. Этот объект, вне всякого сомнения, позволит значительно снизить количество происшествий, а также «разгрузит» соседние переезды. Да и в техническом отношении все выполнено на высшем уровне.

– Оснащение переездов современным оборудованием – дело весьма затратное. Как решаете вопрос с финансированием?

– Несмотря на непростую экономическую ситуацию, компания РЖД выделяет немалые средства на обустройство железнодорожных переездов всей сети дорог, в том числе Юго-Восточной.

Юго-Восточная дирекция инфраструктуры ежегодно проводит значительную работу по установке современных предупредительных и заградительных устройств. В соответствии с «Программой повышения безопасности движения на железнодорожных переездах» в 2014 году на дороге было оборудовано шлагбаумами пять переездов, улучшено электроосвещение на пяти и электроснабжение на шести переездах. В текущем году планы более масштабные: будет уложен асфальт на проезжей части 16 переездов и резино-кордовый настил – на пяти. Проведем капитальный ремонт устройств заграждения на одном переезде, улучшим электроснабжение и электроосвещение – на шести.

– Очень жаль, что такая работа перечеркивается нерадивыми автомобилистами. Может быть, есть смысл усилить работу с водителями?

– И такая работа давно ведется! Ежегодно в начале июня по сложившейся традиции на дороге проводится Международный день безопасности на железнодорожных переездах. Это хороший повод еще раз уделить внимание обозначенной проблеме. В текущем году в ходе этого мероприятия было создано около сотни комиссий, в которых приняли участие руководители полигона магистрали. Провели 119 совместных рейдов с представителями ГИБДД.

Конечно, у каждого переезда инспектора или дежурного сотрудника не поставишь, поэтому разъяснительные беседы – хороший профилактический метод. Работники структурных подразделений Юго-Восточной дирекции инфраструктуры встречаются с коллективами автотранспортных предприятий, говорят с ними о безопасности и соблюдении правил дорожного движения на переездах. В 2015 году на дороге состоялось около 15 тысяч таких встреч, из них более 4 тысяч – в Воронежской области. Общаемся с водителями и непосредственно на переездах, пока те ждут зеленого сигнала светофора, раздаем им памятки о правилах пересечения железнодорожных путей.

Еще один вид профилактической работы – это письма, которые мы направляем в адрес администраций районов и областей, в автопредприятия и органы ГИБДД.  В них содержатся просьбы принять меры по повышению уровня водительской дисциплины и обеспечить безопасность движения на железнодорожных переездах. Только в текущем году отправлено около 3 тысяч таких писем.

К неподдающимся воспитанию «лихачам», насколько это возможно, тоже применяем меры. Согласно установленному порядку, дежурные, сменные работники на железнодорожных переездах фиксируют допускаемые водителями транспортных средств нарушения правил дорожного движения, и по каждому факту информация направляется в органы ГИБДД. В текущем году уже  было выявлено более 600 случаев такого рода нарушений. В основном, это движение на запрещающий сигнал и объезд закрытого шлагбаума.

rgd_03

– Насколько опасны так называемые несанкционированные переезды? Как от них избавиться?

– Это настоящая «бомба замедленного действия». Приведу пример. В Воронеже, в жилом массиве Задонье, недалеко от Студенческого городка на Московском проспекте функционирует железнодорожная ветка, по ней грузовые поезда доставляют в аэропорт топливо. До ближайшего легального пересечения путей три километра, и местные жители, решив, что объезжать пути им слишком далеко, устроили переезд себе сами: насыпали щебня, набросали досок. Им стало удобно. Однако теперь в опасности не только водители, рискующие попасть под локомотив, но и весь поселок. Что будет, если произойдет сход состава с горючим? В худшем случае – экологическая катастрофа,  пожар. Решение есть – обустройство в этом месте нормального переезда, но вопрос этот нужно решать сов-
местно с администрацией города.

– Как по-вашему, существует ли способ кардинально решить вопрос безопасности на железнодорожных переездах?

– Способ есть и не один. Правда, принимая во внимание человеческий фактор, изжить проблему полностью вряд ли удастся. На мой взгляд, необходимо ликвидировать мало используемые и утратившие свое функциональное предназначение железнодорожные переезды. Рассмотреть возможность строительства путепроводов в местах пересечения автомобильных дорог и железнодорожных путей с наиболее интенсивным движением автотранспорта, закрыть те объекты, на расстоянии 5 км от которых имеется альтернативная возможность пересечения железной дороги – путепровод или другой железнодорожный переезд.

Также эффективным техническим решением может стать установка фото- и видеокамер. На межведомственном координационном совете, который недавно проходил в Челябинске, с губернаторами обсуждалась интересная идея: наш холдинг устанавливает регистраторы на переездах, а субъекты Российской Федерации рассматривают возможность прокладки оптоволоконного кабеля до ближайшего информационного узла РЖД, откуда информация оперативно поступает на пульт местной ГИБДД. В Иркутске так сделали уже на нескольких переездах, и ситуация с нарушениями там радикально улучшилась.

Реализация вышеперечисленных мероприятий невозможна без тесного взаимодействия с региональными и муниципальными властями. Все должны понимать, что эти меры призваны снизить риск травматизма на объектах железнодорожного транспорта.

Особое внимание нужно уделить ответственности за разгильдяйство. Компания РЖД выступила с рядом инициатив, в частности, по кратному увеличению штрафов за нарушение пешеходами и водителями железнодорожных правил. Это целесообразно, даже учитывая опыт других стран. Если в отношении нерадивых водителей ввести такую норму, как лишение прав за неоднократное нарушение правил дорожного движения на переездах, порядок в этой сфере можно быстро навести.

Еще раз хочу подчеркнуть: спешка и беспечность, при которой  водители игнорируют световые и предупреждающие знаки, приводят к трагичным последствиям. Многие до сих пор не осознают, что шансов быстро проскочить перед локомотивом поезда, мчащегося с огромной скоростью, очень мало. Кроме того, дорожно-транспортные происшествия на переездах создают чрезвычайно серьезную угрозу здоровью и жизни пассажиров поездов, могут привести также к экологической катастрофе.

Нет комментариев

Оставить комментарий