Главная Это интересноПароходы на воронежских реках

Пароходы на воронежских реках

С давних времен через Воронеж пролегали не только важные сухопутные, но и речные пути, благодаря чему город славился своим развитым речным судоходством. Конечно же, с появлением новых видов водного и наземного транспорта положение города, как крупного транспортного узла, связывающего Юг и Центр, только укрепилось. Из рек, орошающих наш уезд, замечательны: Дон, на котором находится Вилковская пристань, и Воронеж с пристанями: Воронежская, Трушкинская и Черноярская, ныне уже почти запустевшими вследствие значительного обмеления этих двух рек. Конечно, на реках Воронеж и Дон были пристани и причалы. И Черноярская у Таврово, почему-то отринувшая летописное название Червленый яр… Воронежская и Трушкинская…

Воронеж не строил пароходы, как в петровские и допетровские времена строил различные парусники и баржи. С приходом в Воронеж железной дороги перевозка грузов по ней стала весьма выгодна для купцов и промышленников. И пароходы появились на Дону и Воронеже как наиболее прогрессивное средство перевозки грузов и пассажиров по прибрежным населенным пунктам. Особенно, где железная дорога не имела влияния.
Судоходство по Дону было возможно даже в верхнем течении реки. Серьезного внимания в этом отношении заслуживает попытка елецкого предводителя дворянства С.С. Бехтеева. В 1889 г. производился осмотр верхней части реки от хутора Калача до станции «Лиски» особой комиссией, состоявшей из инженеров Викентьева, Раевского, Кивзана и капитана 2-го ранга Воейкова. Комиссия нашла, что осмотренный участок Дона от Калача до Лисок достаточно многоводен и несомненно судоходен, только в 35 местах требуются углубления. В то же время С.С. Бехтеев доказал практическую судоходность реки Дон от станции Дон до Лисок, проехав это расстояние на пароходе.
Станция «Дон» на этой железнодорожной линии, правда, расположена довольно далеко от реки, но все равно могла обеспечить перевалку грузов и пассажиров. К сожалению, подробности рейса сегодня уже неизвестны.
Рассказывая о речном транспорте того периода, хотелось бы привести и фотографии этих суденышек, которые на какое-то время послужили людям. Одно из первых таких изображений мне встретилось на дореволюционной открытке. Это брошенный на берегу реки Воронеж паровой катер. А может и часть малоизвестного пароходика «Оля» иногда упоминаемого на реке Воронеж. Совсем маленький и давно отслуживший свое. Ничего о нем не известно, но его ржавеющий остов привлек внимание фотографа, и он увековечил его на старинной стереооткрытке.

#_006_Пароходы_04

Пароход «Лида»
Известно, что в начале ХХ века действовала регулярная паломническая линия от станции Дон до Задонска. На одной из первых открыток «Привет из Воронежа», выпущенной книжным магазином Агафонова в Воронеже в так называемой лунной серии примерно в 1903 году, среди трех видов есть и изображение со спичечную этикетку пароходика «Лида».
Вот что писала газета «Задонский листок» об этом пароходе в № 17 от 22 апреля 1902:
«О пароходном сообщении по реке Дон.
Легкий пароход «Лида» открыл навигацию между станцией Дон Юго-Восточной ж.д. и г. Задонском. Пароход отправляется ежедневно от пристани Патриаршая близ станции Дон в 8 ч 30 мин и прибывает в г.Задонск в 11 ч. Из Задонска отправляется ежедневно в 4ч 30 мин дня, прибывает в 8 ч вечера. Плата за проезд 60 коп.
В воскресенье и праздничные дни пароход будет отправляться из г. Задонск к лесу «Скит» несколько раз с 12 ч дня до 9 ч вечера, если пассажиров будет не менее 15 чел. Плата за проезд до леса «Скит» и обратно – 20 коп».
Пароходик до самой революции исправно возил паломников из Ельца в Задонск, а иногда и из Воронежа и даже удостоился попасть на мультивидовую открытку.

С именем «Воронеж»
В 1896 году был спущен на воду двухвинтовой товаропассажирский пароход-транспорт «Воронеж». Интересно, что с 1892 по 1902 годы состав русского Добровольного флота пополнился восемью грузовыми судами, носившими имена российских городов (вероятно, по географии пожертвований), в том числе и пароходом «Воронеж». Мирно шлепая по воде своими колесами, он, как и все подобные работяги, успешно бороздил водную гладь. В его непростой истории есть и военные подвиги. Например, сегодня известно о его участии даже в морском походе. Еще до русско-японской войны в 1903 году пароход «Воронеж» под командованием капитана 1-го ранга Константина Ивановича Шишмарева совершил героический переход из Одессы во Владивосток, Шанхай, Сингапур и Порт-Саид. На пути следования парохода японцы неоднократно устраивали ему разнообразные провокации, и ловушки, преследовали миноносцами.

#_006_Пароходы_11

Как писал воронежский краевед Валентин Котюх в статье о воронежских пароходах: «Японцы были одурачены. «Воронежу» пришлось скитаться в глухих, почти не посещаемых морскими судами, водах между островами Борнео, Ява и Суматра одиннадцать лишних суток. По прибытию в Коломбо, К.И. Шишмарев узнал, что как раз накануне туда заходили японские миноносцы, которые искали русский пароход.
В Порт-Саиде и других портах «Воронеж» принял заболевших в пути матросов с судов нашей эскадры на Дальнем Востоке: с «Ретвизана», «Аскольда», «Енисея», «Корейца».
Так, благодаря умелым действиям капитана, военное судно успешно вернулось в Одессу.
В годы первой мировой войны пароход-транспорт «Воронеж» в Архангельске поступил в распоряжение английского Адмиралтейства. После подписания советским правительством сепаратного Брестского договора реквизирован в марте 1918 г. британскими властями.

#_006_Пароходы_09

В апреле 1923 г. по решению суда передан советскому Добровольному флоту. Из-за плохого технического состояния продан на металлолом в сентябре 1924 г. в Венецию».
Героический подвиг давно исчезнувшего судно оставил свой отпечаток в литературе о той далекой войне. Например, у уроженца Тамбовской губернии писателя Алексея Силыча Новикова-Прибоя в книге «Цусима» есть главы посвященные пароходу.

Речной пароход «Воронежъ»
А вот речной пароходик с таким же именем «Воронежъ» особо ничем не прославился. Трудился на Дону и Воронеже, как и все суденышки на местных реках до самой революции.
Однако в гражданскую войну по указанию В.И. Ленина это небольшое судно вошло в состав организованной Донской флотилии. Именно там ему и пришлось отличиться.

#_006_Пароходы_05

В годы Гражданской войны для оперативного решения военных задач было принято решение (акт от 13 марта 1919 г.) о создании на базе нескольких судов, стоявших на реке Дон у села Коротояк, Донской флотилии.
В состав флотилии вошли: пароход «Воронеж» (штаб и плавбаза флотилии, вооружение – два пулемета); буксир «Заря» (буксир для баржи, вооружение – два пулемета); баржа (вооружение – три 75-мм орудия) и моторная лодка для связи.
С 13 апреля 1919 года главной базой Донской флотилии стал город-пристань Павловск.
28 мая 1919 года Донская флотилия в составе буксирного парохода «Воронеж» (вооруженного одним пулеметом), баржи (две 76-мм полевые пушки образца 1900 г. и четыре пулемета) и парового катера (два пулемета) снялась с якоря и под проводкой лоцманов пошла вниз по течению. На борту судов имелось 450 снарядов. Вел флотилию командующий Б.Ф. Корсак. Согласно акту от 13 марта 1919 г., можно было вооружить и включить в состав флотилии: четыре парохода – «Воронеж», «Заря», «Луна» и «Грузовой» и пять моторных лодок, зимующие все, кроме одной моторной лодки, в городе Коротояке, последняя – в Усть-Медведицкой. «Заря» была приспособлена под штаб флотилии и вооружена двумя пулеметами. О ней еще поговорим.
Перед флотилией стояла задача оказать содействие правофланговым частям левобережной группы красных по захвату станицы Казанской и восставших хуторов левого Дона. Свою задачу Донская флотилия выполнила.
Разоружившись утром 2 июня 1919 года, флотилия вышла в город Богучар, где она прекратила свое существование. Дальнейшая судьба парохода неизвестна.

Пароход «Заря»
А вот пароход «Заря» в своей истории имеет много загадок. Известно о двух пароходах с таким названием. Балашовский пароход «Заря» плавал по Хопру. Принадлежал железной дороге. Был собран в балашовском депо местными железнодорожниками. Пароход «Заря» ходил от Балашова до Никольевки в базарные дни. Был пассажирским и использовался по назначению. И для прогулок местных железнодорожников. А в данных по красной Донской флотилии в отряде Верхнего Дона «Заря» упоминается как буксирный пароход. Вероятно это все-таки товаро-пассажирский пароход. С 13 апреля 1919 г. главной базой Донской флотилии был город Павловск.

#_006_Пароходы_06

Известно, что в 1913 году появился речной порт в г. Лиски. В его гавань павловский купец Кутьин поставил купленный им пароход «Заря». Как он перегнал этот пароход в Лиски неизвестно. Но некоторые краеведы считают, что он мог быть именно балашовским пароходом. По некоторым сведениям в 1917 г. судно имело и другое название – «Революция». По его размерам он мог служить штабным пароходом небольшой флотилии…

Пароход «Опыт»
Это судно, связанно с одним из очень важных для истории Воронежа имен – купцом Иваном Михайловичем Поповым, владельцем бань на Мясницкой улице. Именно ему мы обязаны первой воронежской канализацией. Однако не только канализационной трубой «добывало на жизнь» семейство Поповых. Ему же еще принадлежали построенный в 1905 году цирк на 1500 мест на той же Мясницкой улице, крупные бани и сдаваемый в аренду заезжим гастролерам пароходик «Опыт», приписанный к местному «Петровскому яхт-клубу» и успешно бороздивший в сезон речную волну.

#_006_Пароходы_07

Иногда в сильный ветер, отстранив капитана, сын знаменитого купца Сергей лично становился за штурвал прогулочной посудины в морской форме, чем веселил загулявших гостей.
Но были и коммерческие рейсы. Один из этих рейсов стал для парохода последним. Об этом написали многие газеты. Например «Русское слово»:
«Гибель парохода
Воронеж, 31,VIII, 1909. На Дону между Павловском и Лисками затонул пароход «Опыт», буксировавший баржу с грузом и имевший на борту несколько пассажиров. Пассажиры спасены».

#_006_Пароходы_08

На этом закончилась история парохода. То ли с баржей перестарались, а может перегруз или от старости…

Пароходы с воронежскими именами
В моей картотеке есть несколько пароходов, связанных с Воронежем только названиями. По ранжиру первым я отметил бы пароход «Принцесса Евгения Ольденбургская».

Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845–1925)
Дочь герцога Максимилиана Лейхтенбергского и дочери императора Николая I вел. кн. Марии Николаевны. Жена А.П. Ольденбургского. К концу XIX века возглавляла Попечительный комитет о сестрах милосердия Красного Креста, являлась покровительницей Общины св. Евгении, попечительницей Максимилиановской больницы (открыта в 1849 г.), председателем Свято-Троицкой общины сестер милосердия и Императорского общества поощрения художеств. От своего отца унаследовала также почетную должность председателя Императорского минералогического общества. Все эти организации она поддерживала собственными средствами.

#_006_Пароходы_10

Пароход «Принцесса Евгения Ольденбургская» был построен в 1903 году в Киле, Германия. Вместимость – 1860 брт. Длина – 81,1 метра, ширина 11 метров, осадка 5,2 метра. Скорость 12 узлов. Мог принимать на борт 290 пассажиров. Работал на Крымско-Кавказской линии, ходил в Средиземное море. Во время 1-й мировой войны был потоплен германским рейдером «Гебен». После войн и революций пароход подняли, отремонтировали и в 1922 году назвали уже «Чичериным». В 1941 году пароход затопили на подходе к порту Одесса, дабы закрыть вход в порт немецким подводным лодкам и надводным кораблям.

#_006_Пароходы_03

Еще несколько судов называлось именем нашего поэта Алексея Кольцова. Например, буксир «Кольцов» в годы гражданской войны находившийся в составе Волжской военной флотилии.

Владимир Елецких.

Нет комментариев

Оставить комментарий