Главная Это интересноКак Воронеж стал колыбелью авиастроения

Как Воронеж стал колыбелью авиастроения

История Российской авиации тесно связана с историей нашего города. В первую очередь на ум приходят былые успехи нашего авиазавода, имена конструкторов Москалёва и Калинина, которые прославили себя и нашу историю конструированием выдающихся крылатых машин своего времени. Затем, конечно Чкалов, обучавшийся летать в Борисоглебске… Однако пойдем с самого начала.

#_010-История_01Легкий транспортный самолет САМ-10 конструкции А.С. Москалёва на аэродроме воронежского авиазавода № 18

Истоки авиации

Есть в Липецкой области город Чаплыгин, который носит имя соратника и продолжателя дела великого Жуковского. Родился Сергей Алексеевич Чаплыгин в Раненбурге, но в трехлетнем возрасте после смерти отца, он с матерью переезжает в город, с которым будет связано все его детство – Воронеж. Чтобы подчеркнуть значимость заслуг этого человека для российской авиации можно привести хотя бы один факт: один раз в пять лет Российской академией наук с 1995 года за выдающиеся теоретические работы в области математики и механики присуждается Золотая медаль имени С.А. Чаплыгина.
В один ряд с ним можно поставить другого русского ученого, тоже связанного с Воронежем. Александр Лодыгин родился 6 (18) октября 1847 года в селе Стеньшино Тамбовской губернии и имел дворянское происхождение. Его род даже пересекся с родом Романовых. В 1859 году Лодыгин поступил в местные подготовительные классы Воронежского кадетского корпуса, а после их окончания был направлен на учебу в Воронежский кадетский корпус с очень положительной характеристикой. Главные заслуги Лодыгина связаны с разработкой летательной машины с электродвигателем и работой над электрическими лампами. Благодаря его изысканиям в этом направлении появилась оригинальная лампочка накаливания, которую ученый разрабатывал сначала для своего электролета.

#_010-История_16«Максим Горький», самолет-гигант. Рабочие чертежи разрабатывались под руководством А.С. Москалёва

Наши в Сибири

Следующий по очереди авиаконструктор – наш земляк, заслуги которого по сравнению с Чаплыгиным и Лодыгиным более чем скромные, но виной тому – ранняя смерть, которая не позволила ему проявить себя в полной мере. Михаил Иванович Попов – талантливый русский авиаконструктор-самоучка. Родился в Воронеже в 1894 году. В 1910-е годы учился в Томском технологическом институте, «заболел» авиацией. И хотя учёбу пришлось бросить, уже в достаточно молодом возрасте он прославился тем, что сумел в одиночку сконструировать аэроплан. Деньги на его «изобретение» и помещение для работы выделил сибирский предприниматель.
В ранние советские годы конструктор был задействован в разработке новых моделей. Михаил Иванович прибыл в Омск осенью 1920 г. в качестве представителя Главкомавиа по Сибири для организации самолетостроительного завода. Завод разместили на фабрике «Энергия». Назывался он «Государственный опытный авиастроительный завод № 13». В мае 1922 г. оборудование и самолет были погружены на три платформы и один крытый вагон для отправки в Москву для испытаний и сдачи комиссии. Летом 1922 г. испытания были успешно завершены.
Именно с его двух «сибирских» самолетов МП-1 и МП-2 поднявшихся в воздух в таком далеком 1917 г., началась история сибирского самолетостроения. Ровно 100 лет назад, в 1917 г., в Ново-Николаевске (сегодняшнем Новосибирске) были построены и поднялись в воздух два первых «сибирских» самолета. Можно смело считать, что именно с них и берет свой отсчет вся сегодняшняя авиационная промышленность Сибири. И начало этому положил наш земляк.

#_010-История_17Перспективный проект истребителя. Середина 50-х годов. Рисунок А.С. Москалёва

Слава конструктора Москалёва

Это сегодня в Воронеже на Острогожской улице любители острых ощущений записываются в очередь, чтобы парить в воздухе в аэротрубе «Комета», а в далекие тридцатые годы прошлого века в ней испытывали многие конструкции для самолетов воронежского производства. Аэродинамическая труба появилась в Воронеже практически с открытием авиазавода. Была она построена в ВГУ. Руководил ее строительством знаменитый авиаконструктор, благодаря которому очень много сделано в развитии авиации А.С. Москалёв.
Кто же такой был авиаконструктор Москалев и какие линии судьбы привели его в Воронеж? Александр Сергеевич родился 16 (29) ноября 1904 года в Валуйках (тогда городок входил в состав Воронежской губернии, а сейчас это Белгородская область) в семье земского ветеринарного врача Сергея Ксенофонтовича Москалева. Однако позже семья Москалевых перебралась поближе к Воронежу.
Помню, как мне показывали в Верхней Хаве дом, где провел свое детство Александр Москалёв. К сожалению, дом почему-то был сломан в 1980-е годы, и в Верхней Хаве память о семействе Москалевых хранят только в в местном краеведческом музее.
Перед Первой Мировой в 1913 году семейство перебирается в Воронеж. Именно здесь оба брата (младший Борис в советские годы станет профессором СХИ) продолжают учебу в школе. После Революции Александр «заболел» небом, окончил ЛГУ и посвятил себя авиаконструированию. В 1931 именно в нашем городе он начинает свой звездный путь конструктора в местном ОКБ авиазавода. Работу авиаконструктора он совмещает с преподавательской деятельностью.

#_010-История_02

Под руководством Москалёва были построены многие воронежские самолеты различного направления. В том числе и пассажирского класса. Взлетая с воронежских аэродромов, он составляли гордость отечественного самолетостроения. Особенной гордостью стал самолет со стреловидным крылом, «Стрела» – прообраз идей для ТУ-144, который также был выпущен на нашем предприятии ВАПО.
В 1930-1945 годах Александр Сергеевич разработал свыше 35 проектов и построил 23 типа лёгких самолётов. Его самолеты ставили рекорды. В годы Отечественной войны 1941-45 гг. разрабатывал технику для ВДВ. Москалев автор 35 конструкций и модификаций летательных аппаратов, среди которых:
–    САМ-10 – лёгкий деревянный пассажирский самолёт, непревзойденный в классе лёгких самолетов и через 70 лет после своего создания (государственные испытания прошли в 1938 году);
–    САМ-12 – учебный самолёт;
–    САМ-5 (несколько вариантов, первый появился в 1933 году);
–    САМ-7 (двухместный бесхвостовый истребитель сопровождения, расчётная скорость – 600 км/ч);
–    САМ-14, САМ-16, САМ-25;
–    проект истребителя РМ-1 и ряд других;
–    самолет САМ-9 «Стрела» (1937 год) с крылом сверхмалого удлинения и весьма высокой стреловидности (в мировой авиации такие показатели крыла самолета появились только в 1950-е);
–    САМ-4 «Сигма» (расчетная скорость с двумя моторами М-34 – 600 км/ч; существовал только проект 1933-1934 гг.);
–    САМ-11 «Бекас» – учебный самолёт-амфибия;
–    САМ-13 – один из предвоенных советских истребителей;
–    САМ-6 (свободнонесущий низкоплан с трапециевидным крылом и одноколёсным шасси).

#_010-История_08А.С. Москалёв в Военно-космической академии им. А.В. Можайского

Дожил Александр Сергеевич до 3 января 1982 года и похоронен на Северном кладбище в Ленинграде. Великий конструктор оставил после себя мемуары, которые неоднократно переиздавались и используются исследователями истории авиации.

Автор: Владимир Елецких

Нет комментариев