Главная Это интересноВоронеж судный

Воронеж судный

Когда-то давно, еще до строительства железной дороги, мимо Воронежа, а порою и причаливая к берегам,  шли  вниз  по  реке различные суда,   груженные  бочонками   с    такими  жидкостями,  как  пиво,  вино,  и  прочими припасами.  Сплавляли в те  давние времена по рекам очень многое.  По Воронежу в Дон и до самого синего моря трудились моряки России.  Да и  сами реки были кормильцами местного населения.

Пираты на Дону

Не смотря на то, что местные разбойники не поднимали «Веселый Роджер», вреда местному купечеству причиняли тоже немало. К лихому разбою на донских берегах толкала их суровая жизнь беглого человека. Убежав от своего хозяина, бывший раб прибивался к шайке разбойников. Одни, как атаман Черток из Чертовицкого оврага, предпочитали держать в страхе окрестных землевладельцев. Другие селились в заброшенных меловых пещерах по донским кручам и нападали на речные суда.

#_005_История_02

Местные пираты имели быстроходные струги и челны, обзавелись кое-каким оружием. Были у них и гавани для своего флота, и различные хитрости. Например, под Павловском в Белогорье бандиты обходились канатом и колоколом. Протянув в реке канат и соединив его с колоколом, они выставляли дежурных. Как только цеплялось проходящее судно за канат, у дозорных пиратов раздавался колокольный бой. По тревоге загружались разбойники в снаряженные быстроходные суденышки – и брали на абордаж богатую добычу. Корабль пускали ко дну, пряча концы в воду, а грузы перевозили в пещеры и надежно прятали.
Так пираты не давали покоя местному купечеству. Приходилось судопромышленникам снаряжать караваны побольше и нанимать охрану. Когда разбойники совсем расходились, власти направляли в те места правительственную карательную экспедицию. Порою ватага уничтожалась полностью, но иногда скрывалась, уходя навсегда. До сих пор бытуют рассказы о несметных сокровищах, зарытых местными пиратами в пещерах – в заваленных ходах и тупиках.

#_005_История_05

Барки – они и есть барки

Кого чаще всего могли встретить воронежские жители на своих водных путях? Конечно, унылых плотогонов – вечно растрепанных и жилистых мужиков с серьгой в одном ухе, сопровождающих плоты и даже связки плотов со строительным лесом, либо дровяными отходами. Осклизлые бревна с мокрыми плотогонами – обыкновенное зрелище весной в половодье. Суровые кормчие и рулевые умудрялись привезти в Воронеж целые армады плотов с верховьев реки и ее притоков, обеспечивая губернский город деловой древесиной и торговыми дровами.
Те купцы, что по реке выходили в Дон и сплавляли по нему свои и чужие товары, звались судопромышленниками. Люди они были рисковые, но хозяйственные. Несмотря на то, что суда по реке шли разные, в простонародье их все называли барками. Стоили в Ростове такие барки 300-500 рублей серебром. Конечно, с перегоном и питанием дороже. Но все равно дело считалось выгодным.

#_005_История_04

Разнообразие старинных сухогрузов

Самые большие барки звались «ветлугскими», или «гофманками». От чего «гофманками», сказать сейчас трудно, видно, название с фамилией чьей-то связано. А вот «ветлугскими» прозывались по реке Ветлуге, откуда их сплавляли судостроители к посаду Дубовке. Там с барок разгружались бочонки с дегтем и смолой, а сами «гофманки» тут же продавались предприимчивым купцам. Налаженное производство «гофманок» позволяло с выгодой для торговцев избавляться и от товара, и от средства доставки. Однако эти судна были не очень удобными по причине неповоротливости. Была «гофманка» из конца в конец 20-22 саженей, а перегонялась к воронежским пристаням командой из 40-50 человек во главе с лоцманом. Загружали в нее 30-37 тысяч пудов груза. Ширина ее – 15-16 аршин, и вот эта «пузатость» и придавала «гофманке» неуклюжий вид. Но все-таки этот тип барки был хорош для верхового хода. На ветлугской барке обычно поднимали к воронежским пристаням разобранные для транспортировки две-три барки поменьше. Имела ветлугская «гофманка» при осадке 3,5 четверти «водоизмещение», в верховом ходу – до 12 000 пудов.

#_005_История_03

Следующей по классу шла расторгуевская барка. В длину она была поменьше «гофманки» – саженей девятнадцать-двадцать, а шириной – аршинов двенадцать и до тринадцати с половиной. Вниз по реке при команде 33-36 человек она тащила на себе 23-28 тысяч пудов полезного груза, а вот вверх – со скрипом до 10 000 пудов.
Следующий тип барки прозывался «коломенкой». Она была чуть меньше расторгуевской, но успешно транспортировала от 19 до 29 тысяч пудов вниз по течению. Перевозили на «коломенке» в основном железо. Но и вверх по течению от волжских пристаней несла эта посудина до семи тысяч пудов полезного груза.

О трамбаках и бабайках

Трамбаки и бабайки строили в наших краях сто пятьдесят пять лет назад. Последние пятьдесят штук были изготовлены в Павловске в 1856-1857 годах. Трамбак, в отличие от барок, — солидное судно было подобрано досками со всех сторон. По килю оно составляло от 22 до 33 аршин. Палубу иногда обшивали внутри по тагуну (корпусу). А тот обычно был дубовый, длинною от 16 до 50 аршин. Хотя были и маленькие, «худенькие» трамбаки шириной всего от 6,5 до 10 аршин. Служили трамбаки от трех до пяти лет, а потом шли на дрова. Возили местные купцы на них хлеб до Ростова, а иногда, аж до самого Азова.

#_005_История_10

Если трамбак под стать лоцману, то бабайки – это такие верткие лодочки – гребки, две или три штуки на каждой барке или трамбаке. Они входили в обязательный комплект вместе с деревянными насосами – помпами, воротовой трубкой для подъема якоря, водилом для снятия с мели, а также сходней – доски для спуска с барки, пары воротовых якорей по 12-18 пудов. Среди прочего – шестипудовый выносной якорь и еще три семипудовых причальных.

Как ластятся перед навигацией

Перед навигацией промышленники сначала нанимали народ. Аккурат перед ледоходом расчищается место под судно: материал к тому времени уже заранее подготовлен. Сначала то место обставляется клетками из толстых и круглых поленьев. На поленья укладываются стволы, они обшиваются досками – готовится днище судна. Доски должны быть толстыми, в два-три, а то и в четыре вершка толщиной. А вот сверху них копани – деревья с корнями под названием пыжи. К ним пришиваются железными гвоздями уже новые доски, – так появляется первый пояс обшивки.

#_005_История_09

Второй и третий пояс обшивки назывался «бархот». У нас в городе есть Бархотный бугор, так если снизу посмотреть на него, то сразу заметно, что, как у того корабля, снизу дома идут рядами в два-три яруса. Может, от такой опояски Воронежской крепости и бугор тот название свое получил?
А вот на корму и чердак шли доски обыкновенные, попроще. Дно барки, как и бархоты, конопатилось в две пряди: одной мочальной, а второй смоляной паклей. А били по лопатке-конопатке молотом с простым названием «балда». Конопатили пазы в хорошую погоду или по морозцу, после чего заливали водой – испытывали. А затем – ластили по законопаченным пазам – прибивали мелкими железными скобами крепкие лубяные полоски. Передний конец барки называется «чердак» – эта часть выдывалась впереди судна. А задний край мореходы называли «кормой». Закидывали же центр барки мелким лесом – «турлуком» или еще «постыльником» – по сути обычным хворостом.

#_005_История_08

Судовая дистанция «дает добро»

Барка готова. Груз уложен и команда в сборе. Теперь самое главное, чтобы судовая дистанция дала «добро» на отправку и мероприятие не погрязло бы в чиновничьих разборках. Обычно для того, чтобы городская судовая дистанция соизволили направить на пристань своих специалистов для осмотра судна, приходилось давать взятки. После особого клеймения – выжигания на корме и чердаке положенных атрибутов — уже в городской полиции на каждую барку хозяину выдавалось специальное свидетельство. Во что же влетала покупка барки вместе со строительством? «Ветлугская», к примеру, обходилась в 300 рублей, а «коломенка» – на сто пятьдесят дороже. Это только покупка на Волге! Сборка-разборка добавляла еще сто пятьдесят и перевозка на Дон – 594 рубля 50 копеек. Например, фрахт от Качалина до Павловска влетал в полторы тысячи, а до Воронежа – еще по пятнадцать копеек с пуда.

#_005_История_11

А откуда же, вы спросите, купцы привозили барки? У нас тут все больше суда военные да по казацкой линии строились, не считая трамбаков. Есть ответ и на этот вопрос: покупали обычно суда в Ростове. Там на пристани Дубовке был замечательный выбор почти новых барок и трамбаков, лодок и бабаек. Оттуда купленные суда перегонялись в Качалинскую на Дон, где разобранными погружались по 2-3 штуки на каждую барку. Такой вот караван из десятков груженных барок вверх по Дону тащили к Воронежу работники-бурлаки. Ползет вверх по течению тяжелая барка. Поют свои размеренные песни бурлаки. Но это уже другая история.

Владимир Елецких.

Нет комментариев

Оставить комментарий