Главная Это интересноВелосипед, или Гроза дорог

Велосипед, или Гроза дорог

Кто бы мог подумать, что в 1891 году в Воронеже велосипед будет доставлять большое неудобство прохожим, полицейским и местным жителям, при этом вызывая восторг у самих велосипедистов.

Основным средством передвижения по городу с 1891 года являлась многострадальная конка. А также различного толка извозчики, биржи которых были разбросаны в самых подходящих для этого местах. Правда, это уже был закат тысячелетней эпохи лошадей.
Но было в городе еще одно весьма распространенное транспортное средство – велосипед!

#_003_velosiped-02

Уместно при этом привести несколько строк из статьи В.И. Архангельского «Первый праздник состязаний воронежских велосипедистов» из газеты «Дон» от 4 сентября 1884 года: «Кольцо велосипедистов развернулось и длинною вереницею с велосипедами в руках тронулись велосипедисты церемониальным маршем по тротуарам Садовой и Большой Дворянской и затем от городского сада… к Кадетскому плацу… где, по приведении велосипедистов в порядок, было приступлено к состязаниям…». В статье особо упомянуты имена уже известного вам бициклиста г-на Столля, его последователя А.П. Киселева и мастера «Товарищества механического завода В.Г. Столль и К°» С.Ф. Ястржембского, первой трициклистки Воронежа Васильевой и трициклиста Н.Ф. Бунакова, лучшего гонщика командора Яхт-клуба С.М. Карпинского.
Едва появившись, велосипед стал настоящей грозой дорог. 18 июля 1897 года воронежский полицмейстер издал приказ следующего содержания: «Не взирая на существующее обязательное постановление, воспрещающее велосипедистам ездить по тротуарам и без номеров, таковая езда продолжается. Чины полиции безучастно относятся к нарушениям обывателями этого обязательного постановления. 16 июля, мимо стоявшего на тротуаре помощника пристава, проехал на велосипеде без номера человек; помощник же пристава, занятый праздным разговором, не обратил внимания на нарушителя, который был замечен лишь мною и по моему распоряжению привлечен к ответственности. За такое безучастное отношение к обязанностям службы назначаю помощника пристава не в очередь дежурным на два раза и требую от чинов полиции вообще более бдительного надзора за порядком на улицах».

#_003_velosiped-04

26 июля 1897 года в Воронеже вышли очередные «Распоряжения по полиции», в которых воронежский полицмейстер вновь метал громы и молнии в безалаберных и бесцеремонных «велосипедных» участников дорожного движения, не придерживавшихся никаких правил. Это было замечательно!
Вы напрасно думаете, что велосипедисты после этого стали дисциплинированнее. Держите карман шире! То и дело поступали жалобы на этих «хулиганов с двухколесными уродцами», распугивающих бедных прохожих и живность у домов. Зато местные зеваки с интересом наблюдали, например, как по булыжнику на Девиченской улице лихо несется на своем «костотрясе» симпатяга-фотограф Дмитрий Попов, обгоняя проклятья мирно спешащих в монастырь на очередную службу старушек в черных одеждах.
Но не только велосипедисты становились источником «опасности» на дороге – зачастую бывало наоборот: их подстерегала грозная опасность в лице домашних и не очень животных. Особо много на улицах бродило свиней – больше, чем собак, – которые были весьма агрессивны и даже кидались на велосипедистов.

Все на велосипед!
Спрос на велосипеды возрастал. Двухколесный транспорт становился неотъемлемой статьей ассортимента: например, господин Н.К. Болотский открыл на Большой Дворянской в доме №26 собственный магазинчик «Граммофоны, велосипеды и швейные машины». Или: «Товарищество Семён Чериковер и Карачунский. Б. Дворянская, д. Самофалова, тел. №446. Последние новости заграничной парфюмерии, предметы для подарков, знаменитые английские велосипеды БСА «Три ружья», фотографические аппараты», – рекламировал «Воронежский телеграф» в выпуске от 28 июля 1913 г. Как видим, вот к чему в то время приравняли колесные средства передвижения!
А какие особенные, звучные имена тогда носили велосипеды: «Метеор», «Бреннабор», «Банер». Между прочим, для господ военных охотников и велосипедистов были даже изобретены специальные шоколадные лепешки «Кола-Миди». Их предлагала со своего торгового депо в Москве «А.СIУ и К°». С 1900 года в Воронеже все же была введена обязательная для владельцев регистрация велосипедов в городской управе. И если до того регистрация «железных коней» была лишь желательна, то теперь их всех посчитали. Порядка для! И переписали в толстые тетради в полицейских участках.
Жаль, но к началу ХХ века «Воронежское общество велосипедистов-любителей», объединившее вокруг себя владельцев велосипедов, тихо распадалось. Циклодром общества, где тренировалось велосипедное братство, перестал более удовлетворять любителей быстрой и фигурной езды, поэтому дела общества были в упадке. Новая активизация в спортивных делах велосипедистов, которых в Воронеже только с номером на железном друге было более тысячи, наступила в 1907 году со строительством и открытием в городе нового циклодрома. До этого многие владельцы велосипедов, чтобы отвести душу, дожидались последних строевых занятий на плацу Кадетского корпуса, где сегодня детский парк «Орленок», и тренировались там, но это было обычно только в вечернее время, да и не всегда суровое начальство кадетов позволяло крутить педали и гонять на своем плацу. Господин Г.И. Серлинг, владелец нового циклодрома, расположенного на даче наследников генерала фон Бринкмана за железнодорожным полотном, напротив вокзала, привлекал на занятия велосипедным спортом и отдыхом не только качественными условиями спортивного сооружения, но еще и обучением езде, прокатом дамских и мужских велосипедов новейших марок. Ему это было сделать легко, так как у Серлинга был в городе свой магазин по продаже и покупке велосипедов. Здесь устраивались всевозможные соревнования и даже устанавливались рекорды местного значения.

#_003_velosiped-03

Увы, но к 1914 году жизнь общества снова затихла, вероятно, в связи с начавшейся войной. Однако популярность велосипедного спорта шла в гору. Был неизменный спрос на модный транспорт и развлечение. К счастью, сегодня в Воронеже велосипед – снова популярное летнее средство передвижения.

Автор: Владимир Елецких.

1 Комментарий

  1. Переходя проезжую часть при ограниченном обзоре дороги, старайтесь велосипед не выставлять далеко вперед. Для проезжающего мимо водителя он будет мало заметен, и может произойти наезд.

Оставить комментарий