Главная РЖДСохранить историю – как восстанавливаются исторические вокзалы на Юго-Восточной железной дороге

Сохранить историю – как восстанавливаются исторические вокзалы на Юго-Восточной железной дороге

Проблема реконструкции исторических зданий и их адаптации под современные нужды – вопрос довольно сложный и животрепещущий. Особенную актуальность он получил на объектах транспортной инфраструктуры. С одной стороны, стоит необходимость сохранить архитектурное наследие в виде, максимально приближенном к первозданному, с другой – оснастить здание и прилегающую территорию современной системой безопасности, усовершенствовать навигацию, обеспечить комфортное пребывание в здании пассажиров.

В 2015 году дирекция железнодорожных вокзалов приступила к реализации программы по приведению в надлежащее состояние вокзальных комплексов, имеющих историческую ценность на юго-восточном полигоне. О том, какая работа была проделана за последние 4 года и как прийти к компромиссу с надзорными органами при реконструкции исторического вокзала нам рассказал начальник Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Алексей Сухов.

Алексей Сухов, начальник Юго-Восточной
региональной дирекции железнодорожных вокзалов

– Какие объекты уже завершены в рамках программы реконструкции исторических вокзалов? Каков объем, проведенных работ?

– Первым таким объектом Юго-Восточной Дирекции стал вокзал 2 класса Мичуринск-Уральский. Этот вокзал был построен в 1872 году, в то время он считался одним из наиболее выразительных зданий города Козлова (ист. название г. Мичуринск – прим. Ред. ).
Сегодня в период массовых летних перевозок через станцию в сутки следует 29 пар поездов дальнего следования и 13 пар пригородных. На самом деле для проезжающих мимо пассажиров со всей России этот вокзал является визитной карточкой небольшого города.
В рамках произведенного ремонта были выполнены гидроизоляционные работы, ремонт кровли, была заменена система отопления и водоснабжения. Всего на ремонт, который был завершен в 2016 году, было потрачено порядка 90 млн рублей.
Вторым подобным объектом стал вокзал 3 класса Кирсанов, который подвергся уже полной реновации. Здание вокзала было возведено в 1903 году, оно также является памятником архитектуры, поэтому при реновации было очень важно сохранить исторический облик.
В течение 2017–18 гг. здесь были выполнены работы по усилению каркаса стен и кирпичной кладки, восстановлению гидроизоляции, замене перекрытий, кровли и оконных блоков, инженерных сетей и оборудования электрокотельной. Отремонтирован фасад и внутренние помещения здания. В ходе работ были реконструированы железнодорожные платформы, проведено благоустройство территории.
Вокзал был обеспечен новой системой навигации, электронными табло, было установлено энергосберегающее освещение. Также объект был обеспечен современной системой транспортной безопасности, в том числе камерами видеонаблюдения, необходимым досмотровым оборудованием и т.д.
Весь этот комплекс работ обошелся железной дороге в 470 млн рублей.
После реновации яркое историческое здание стало главной достопримечательностью Кирсанова. Теперь благоустроенная территория вокзала с фонтаном – любимое место для прогулок и свадебных фотографий.

– Третьим историческим вокзальным комплексом, насколько мы знаем, стал Тамбов. Несмотря на то, что работы еще ведутся, можно рассказать о каких-то промежуточных результатах?

– Попавший под капитальный ремонт и инвестиционную программу вокзал Тамбов – это вокзал 2 класса, 1870 года постройки. Изначально центральная часть тамбовского вокзала представляла собой двухэтажный объем, в котором располагались вестибюль и кассы; в боковых одноэтажных крыльях – залы ожидания; в центральной части северного и южного торцевого фасада – часовые башни. В основу его композиции был положен образ крепости: фасад со стороны железной дороги имитировал каменные стены и башни, отсылавшие к начальной истории города-крепости. В 1969 году была проведена реконструкция вокзала, он поднялся на один этаж, стал удобнее, вместительнее, но частично утратил свой изначальный образ.
Капитальный ремонт вокзала проводился в два этапа. На первом этапе работ была заменена система отопления и система канализации. Произошло глобальное переоснащение системы безопасности, установка современной системы навигации.
Сейчас реализуется второй этап капитального ремонта, в рамках которого будет произведено строительство нового перрона с установкой исторического дебаркадера. Планируется восстановить декоративные элементы сооружения, которые были со временем утрачены.
Также будут отремонтированы вторая и третья платформы.

– Все 3 вышеназванных вокзала находятся в Тамбовской области, почему работа по восстановлению архитектурных памятников началась именно с них?

– Несмотря на то, что ремонт вокзалов производится полностью за счет средств РЖД, их историческая и культурная значимость накладывает на нас ряд требований и обязательств. Именно поэтому при осуществлении подобной работы очень важно установить хороший контакт с областной администрацией. Юго-Восточная региональная дирекция железнодорожных вокзалов тесно взаимодействует с администрацией Тамбовской области, которая очень трепетно относится к памятникам, расположенным на ее территории. Наладить эффективную работу не удалось бы без личного участия начальника ЮВЖД Сергея Александровича Задорина. Благодаря его усилиям Областная Тамбовская Администрация идет с нами на взаимодействие по сохранению памятников.

– Кто занимается восстановлением архитектурного наследия на объектах транспортной инфраструктуры? Каковы критерии выбора подрядчиков для данной работы?

– К претендентам на проведение работ на объектах архитектурного наследия, предъявляются особые требования. Во-первых, это наличие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Во-вторых, это солидный опыт работы с подобными сооружениями.
Важно отметить, что все проводимые работы полностью отвечают требованиям охраны и воссоздания памятников архитектуры. В работе по реконструкции вокзалов мы всегда тесно сотрудничаем с государственными органами охраны объектов культурного наследия, всячески стараясь сохранить исторические элементы.

– Насколько Юго-Восточная железная дорога богата памятниками архитектуры? Много ли еще предстоит сделать?

– Из 19 вокзалов дальнего следования, находящихся в распоряжении дирекции, 11 имеют архитектурную и историческую ценность. Работа по реконструкции, которую мы недавно начали с вокзалов Тамбовской области – это большой шаг на пути к сохранению нашего наследия и мы надеемся, что отреставрированные вокзалы Тамбовской области – это лишь успешное начало осуществления нашей миссии.

Нет комментариев