Главная ДорогиСквозь холода и паводок к качественным дорогам

Сквозь холода и паводок к качественным дорогам

Климатическая весна наконец заняла свои прочные позиции, а это значит, что скоро дороги области заполнятся во всех направлениях туристами, дачниками, желающими отдохнуть на природе или навестить малую родину. С каким качеством дорог мы пришли к началу сезона? С какими проблемными участками сегодня работают дорожники? Как обеспечивается и контролируется должный уровень сданных ими объектов? На эти и другие вопросы нам ответил временно исполняющий обязанности руководителя департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области Максим Анатольевич Оськин.

#_011-Сквозь-холода_01Максим Анатольевич Оськин, временно исполняющий обязанности руководителя департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области

– Итак, в первую очередь хотелось бы узнать, с каким багажом мы подошли к дорожному сезону 2018?

– В 2017 году на дорожную деятельность было направлено почти 11,3 млрд рублей. На эти деньги в регионе ввели в эксплуатацию 31,2 км законченных строительством новых дорог, завершили строительство Восточного обхода поселка городского типа Подгоренский, реконструировали мост через реку Битюг, отремонтировали мостовой переход через реку Свинуха на автодороге Воронеж–Луганск в Россошанском районе. Продолжается реконструкция дороги Воронеж–Луганск в Хохольском и Острогожском районах, а также участка трассы М4 «Дон» – Лиски в Лискинском районе.
В ходе реализации программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Воронежской городской агломерации в областном центре на 64 улицах полностью заменили верхний слой покрытия, в нормативное состояние привели 156,7 км дорог общей площадью около 2,5 млн м2.
На 59 участках улично-дорожной сети ликвидировали места концентрации ДТП, установили 107 дорожных знаков и обустроили 22 остановочных павильона. По семи адресам провели работы по монтажу пешеходных ограждений, обустроили 200 погонных метров тротуаров.
На 1 апреля мы вошли в тройку регионов, успевших выполнить контрольные мероприятия.
К данному сроку необходимо было провести все без исключения конкурсные процедуры, отчитаться, что все те организации, которые участвуют, а их порядка 12, полностью обеспечены дорожно-строительными материалами, полностью проверены и запущены асфальтобетонные заводы, готово лабораторное оборудование для всех этапов контроля.
Отторгованы и заключены контракты на строительный контроль. Его осуществляет ряд организаций, которые специализируются на приемке работ, строительном контроле, техническом надзоре, в том числе на федеральных трассах. Среди них ВГТУ, ООО «ВЭЛТ», ООО «ГеоТехТранс».

#_011-Сквозь-холода_03

– В каких районах в этом году ждут наиболее масштабные работы?

В результате проведенной диагностики, оценки технико-эксплуатационного состояния с учетом результатов публичных слушаний были отобраны участки дорог, наиболее нуждающиеся в ремонте. По документам, поднятым нами из архивов, выяснилось, что последний капитальный ремонт большей части из них проводился в конце 80-х – начале 90-х годов.
Таким образом, ремонт с частичной заменой основания будет проходить на участках, расположенных в Верхнехавском, Каширском, Семилукском, Рамонском, Новоусманском, Репьевском и Хохольском районах.
Актуальным остается вопрос сохранности дорог. Сегодня нагрузки на дорожное полотно не сравнимы с показателями 80-х–90-х годов. По трассам движутся совершенно другие транспортные средства. Зоны тяготения основных маршрутов движения тяжеловесного транспорта обусловлены близостью крупных строек, промышленных предприятий, предприятий сельхозтоваропроизводителей.
Поэтому в целях снижения ущерба автомобильным дорогам осуществляются мероприятия по созданию системы пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
В этом году мы рассчитываем установить автоматические пункты весогабаритного контроля на основных магистралях Белгородского, Курского и Луганского направлений, где проходят основные маршруты крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств.
Также планируется активно использовать передвижные посты. Данные работы осуществляются совместно с УГИБДД МВД РФ по Воронежской области и Управлением государственного автодорожного надзора по Воронежской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАДН по Воронежской области).

– Если говорить о цифрах: какую протяженность дорог предстоит отремонтировать в этом году? Какие суммы выделены на ремонт?

– Всего по области планируется отремонтировать 130-140 км автомобильных дорог.
Также в рамках содержания будет отремонтировано еще около 450-550 км из общей протяженности порядка 8,9 тысяч км.
Большое внимание будет уделено дорогам внутри муниципалитетов. На ремонт местных дорог выделены субсидии общей суммой порядка 1,3 млрд рублей.
На сегодняшний день в районах активно ведутся процедуры торгов и заключения муниципальных контрактов, которые требуют со стороны департамента повышенного контроля. На базе департамента был создан специальный отдел в помощь муниципалитетам, для квалифицированного контроля подрядчиков, участвующих в муниципальных конкурсах. Речь идет о сомнительных организациях, которые, не имея техники и заводов, пытаются выиграть торги, а потом осуществлять ремонт за счет найма в качестве субподрядчиков местных дорожных организаций. Также речь идет о компаниях, которые предлагают подозрительно низкую стоимость работ по сравнению с рыночной. При учете стоимости техники, цен на сами материалы и работы возникает вопрос о том, какого качества будут эти работы. В прошлом году мы уже имели подобный негативный опыт в некоторых районах. Некачественные работы не были оплачены, с рядом недобросовестных подрядчиков дело дошло до рассмотрения в арбитражном суде.

#_011-Сквозь-холода_05

– Что мы уже имеем на конец апреля? Как повлияла затянувшаяся зима на начало работ по весеннему ремонту?

В этом году мы готовили аукционную документацию для торгов в январе – начале февраля, и, ориентируясь на среднегодовые погодные условия, заложили в контрактах начальную точку на 15 апреля. Как правило, асфальтобетонные заводы на территории области запускаются примерно в это время.
По факту подрядчики вышли на объекты уже 9 апреля. Но в ночное время пока сохраняется достаточно низкая температура, и этот фактор не дает пока начать полномасштабную работу. Тем не менее, все участники процесса в полной готовности при благоприятных условиях начать полномасштабный ремонт.
В то же время качество материалов постоянно контролируется. В лабораториях проверяется привезенная асфальтобетонная смесь. Сверяются товарные накладные, заводские показатели. При этом контроль осуществляется не только в лабораториях подрядчика, образцы отправляются в независимые лаборатории, где испытания проходят с использованием видеофиксации.
Срок окончания работ в контрактах установлен 1 октября, при этом контрольная точка, намеченная федеральным центром, от которой мы отступать не можем, назначена на 1 ноября. Мы специально оставляем запас в месяц для того, чтобы точно успеть в срок. Важно отметить, что в прошлом году объекты удалось сдать к 26 сентября, несмотря на то, что объем работ на 2017 год был больше.
На ситуацию в районах повлиял и весенний паводок, который вскрыл многие незаметные проблемы и недоработки. Например, в Аннинском районе требовалось своевременное обследование и спуск воды из прудов, которые не были вовремя осуществлены. В результате жители близлежащих населенных пунктов остались без сообщения с дорогами. Был объявлен режим ЧС, организованы временные переправы, доставка детей до школ. Хотелось бы отметить слаженность работы сотрудников МЧС, местных дорожных служб, которые достаточно оперативно отреагировали и не дали ситуации окончательно
выйти из-под контроля.

Нет обновления – нет будущего

– Как вы оцениваете техническую базу основных подрядчиков? Соответствует ли она объему и заявленному качеству работ? Используются ли какие-то инновационные материалы или методы работы?

– У тех организаций, которые не обновляют свою технику сегодня – нет будущего. Мы тщательно следим за изношенностью техники наших подрядчиков. Постоянно поднимаем этот вопрос на совместных планерках, и нужно отметить, что в целом большинство компаний обновляет свою базу вовремя, многие даже опережают планы. Но все же нам есть над чем работать, у некоторых организаций техника уже достаточно изношена.
Что касается инноваций: сегодня на дорогах Воронежской области применяются современные материалы и методы ремонта, но инновационными их назвать уже нельзя, потому что используются они нами уже на протяжении нескольких лет, и нужно сказать, довольно успешно.
В первую очередь, это применение щебеночно-мастичных смесей в верхних слоях покрытия. На сегодня это лучший материал в плане своих физико-механических свойств.

#_011-Сквозь-холода_07

Дорожные покрытия из щебеночно-мастичных смесей обладают более высокой устойчивостью к различным разрушающим воздействиям, сопротивлению деформациям, колееобразованию и разрушениям, чем покрытия из других типов асфальтобетона, вследствие чего повышают долговечность дорожной конструкции.
Также на некоторых участках активно применяется метод холодной регенерации.
Данный метод заключается в укреплении грунтов, каменных материалов и асфальтобетонного гранулята, получаемого в результате фрезерования покрытия с добавлением вяжущих материалов с применением ресайклеров. Метод холодного ресайклинга позволяет производить работы в 3-5 раз быстрее по сравнению с традиционными технологиями ремонта дорожных одежд (прим. ред.).
В настоящее время в Воронежской области имеется 5 комплексов для холодной регенерации.
По-прежнему актуальна технология устройства слоев износа методом нанесения на покрытие шероховатой поверхностной обработки. Этот метод применяется для того, чтобы поддерживать надлежащее качество дорог, устраняя трещинообразование, мелкую ямочность и другие небольшие дефекты. Использование данного способа возможно только в летнее время, и для него очень важно доскональное соблюдение технологии, включающее тщательное обеспыливание щебня.
Нарушение технологии уже привело к негативным последствиям около 10 лет назад, когда на нововоронежской дороге был использован щебень с большим количеством пылеватых частиц, в результате чего адгезии не произошло, что привело к разрушению нанесенного слоя.
Поэтому и в данном случае важен тщательный контроль за качеством материалов и соблюдением технологии.

– Расскажите, как осуществляется обратная связь с автолюбителями? Много ли претензий поступает в весенний период?

– Снег растаял, обнажив проблемные участки, которых по-прежнему достаточно. Мы это понимаем и готовы к критике.
К тому же лучший способ проконтролировать качество дорог и быстро устранить недостатки – это работа с автомобилистами. Для этого мы организовали единый call-центр, который дает возможность автомобилистам сообщать с помощью бесплатного телефонного звонка об обнаруженных недостатках в содержании дорог. Используя данную систему, мы можем точно определить подрядную организацию, ответственную за устранение выявленных недостатков.
Также пожаловаться на качество и оставить фотографию участка дороги можно на портале проекта Общероссийского народного фронта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог». Информация, собранная на данном ресурсе, изучается, участки включаются в планы ремонта, и после устранения проблемы на сайте появляется отчет.

Мнение эксперта

#_010-Метро_14Владислав Петрович Подольский, заведующий кафедрой строительства и эксплуатации автомобильных дорог ВГТУ, профессор

Для того чтобы обеспечить высокое качество ремонта дорог, после завершения каждого объекта должен проводиться контроль качества со стороны независимой организации. Всего в городе таких организаций, включая лабораторию нашего Технического университета, – шесть.
В лаборатории выполняется полный спектр анализов и испытаний дорожно-строительных материалов на всех этапах дорожного строительства, проводится диагностика состояния покрытия автомобильных дорог.
Современные материалы, такие как ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон), при условии соблюдения всех технологий, позволяют эксплуатировать участки без промежуточного ремонта очень долгое время. Первым масштабным опытом использования ЩМА в Воронеже был ремонт большого участка Московского проспекта, что дало возможность не возвращаться к нему около 7 лет. Теперь данная смесь используется в городе повсеместно.
Если говорить о методах контроля качества дорожного покрытия, которые мы используем, эффективным является сканирование мобильным лазерным сканером, который способен охватить 620 тысяч точек в секунду, не упуская никаких изъянов дорожного покрытия. К результатам сканирования можно вернуться в любой момент, так как он сохраняет данные.
Также лаборатории используют георадары, способные определить, есть ли пустоты или переувлажненные участки в дорожном покрытии.
Среди самых частых и вопиющих изъянов, которые встречаются в дорожном ремонте, – холодные стыки, когда к продолжению укладки слоя полотна приступают спустя некоторое время после его остывания. Часто их легко определить невооруженным глазом – они выглядят как темные швы на дороге, и именно с них начинается разрушение.
Также главным врагом дорожников является вода. Ремонт выполняется, как правило, после зимы. И первое, с чего стоит начать работу – продуть ливневые колодцы от оставшегося снега и вытащить оттуда весь мусор. Если этого не делать, вода будет скапливаться, попадать под покрытие.
Вообще город нуждается в полномасштабной диагностике и паспортизации дорог. Полученные данные могли бы дать полную картину о состоянии дорог в городе, что помогло бы выявить приоритетные направления деятельности и также сохранить значительное количество времени и денежных средств в будущем.

Нет комментариев

Оставить комментарий