Главная АвтоРост цен на АЗС может превысить инфляцию

Рост цен на АЗС может превысить инфляцию

По данным Росстата, с конца 2020 года бензин марки АИ-92 подорожал на 8,2 %, бензин марки АИ-95 – на 7,9 %, марки АИ-98 – на 9,8 %, а дизельное топливо повысилось в цене на 9,3 %. Общая инфляция набрала с начала года 7,57 %.

Рост цен на топливо в этом году – мировой тренд. Виноваты в этом, в первую очередь, подскочившие на 50 % нефтяные котировки. Нам от этого не легче, но в сравнении с другими странами подорожание в рознице бензина и дизеля в России незначительно. В странах Европы цены выросли на 20-40 %, в США бензин подорожал на 40-60 % в зависимости от штата.

В прошлом году в период весеннего обвала цен на нефть, стоимость бензина и дизеля на АЗС в нашей стране не изменилась. А вот на подорожание нефти в этом году топливные цены отозвались ростом, хоть и весьма сдержанным. Причина в том, что рост цен на нефть оказался слишком резким, а также в особенностях налогообложения нефтяной отрасли в России.

Подорожание моторного топлива в рознице более чем на 3,5 руб. за год связано с растущим налоговым давлением, которое к тому же не успевает корректироваться вслед за меняющейся конъюнктурой. Правительство сознательно пошло на увеличение зависимости внутреннего рынка России от внешних торговых площадок. И по мере реализации финального витка большого налогового маневра (снижения экспортной пошлины на нефть и роста налога на добычу полезных ископаемых – НДПИ) эта зависимость будет только расти.

Эксперты подчеркивают, что нельзя недооценивать влияние НДПИ на себестоимость производимого топлива. При слабом рубле и нефти за $ 70 размер налога на добычу полезных ископаемых значительно превышает прогнозировавшиеся в начале 2021 года значения ($50-60 за баррель ).

В России также действует демпфирующий механизм, который сглаживает влияние колебаний цен на нефтепродукты в мире на их оптовую стоимость внутри страны. Он компенсирует нефтяникам часть (около 63 %) недополученной прибыли при высоких ценах на автомобильное топливо в Европе, когда они отказываются от экспорта и поставляют бензин и дизель на внутренний рынок.

Но чем выше цены на внешних площадках, тем больше сумма выпадающей прибыли. Действующие сейчас параметры демпфера рассчитывались при цене нефти около $60 за баррель. Естественно, оптовые цены тянут за собой розничные. В течение года рост оптовых цен превышал 20-30 %. По бензину сейчас они снизились, а по дизелю пока остаются на высоком уровне.

C 1 января 2022 г. будут повышены так называемые базовые цены внутреннего рынка (от которых рассчитываются выплаты по демпферу). Для бензина – с 52 300 руб. за тонну до 55 200 руб., а для дизельного топлива – с 50 700 руб. за тонну до 52 250 руб. Это еще больше снизит выплаты по демпферу.

В 2022 г. ситуация в топливной рознице может усложниться. В начале 2022 г. будет планово повышен акциз и на моторное топливо. Его размер уже сейчас примерно в два раза превышает значения, которые были в 2014–2015 годах, и достигает порядка 10 руб. на литр. Рост этого налога не может сказаться на ценах, считают эксперты.

Если цены на нефть в 2022 г. сохранятся на уровне $75 за баррель, а разница между экспортной ценой топлива и биржевой ценой в России, например, на бензин АИ-92 останется на уровне $120 за тонну, то в новых налоговых условиях оптовые цены в январе вырастут почти на 8 %. А поскольку рост розничных цен на бензин директивно ограничен уровнем инфляции, суммарная маржа мелкооптовой и розничной торговли АИ-92 обвалится с текущего уровня в 4500 руб. за тонну до 800 руб., что грозит автозаправочным станциям значительными убытками торговли продуктом.

Существенно снизить риски роста оптовых цен и убыточности розничной торговли могла бы модификация формулы демпфера, считают эксперты. Увеличение части компенсируемой разницы между экспортной ценой и базовой ценой внутреннего рынка для автомобильного бензина позволит существенно снизить риски роста оптовых цен и возникновения убытков в розничной торговле этим ­
топливом.

Нет комментариев

Оставить комментарий