Главная АвтоПЛАТОНические отношения

ПЛАТОНические отношения

Прошло уже больше года с тех пор, как на дорогах России стала работать система взимания платы с грузовых автомобилей весом более 12 тонн. Тогда, в ноябре 2015 года, «ПЛАТОН» был у всех на слуху. Грузоперевозчики грозились выстроиться вдоль обочин по всей России, простые обыватели с ужасом ждали повышения цен на все продовольствие и чуть ли не дефицита, вызванного всеобщей забастовкой. Но прошел месяц, потом другой и сегодня «плата за тонны» – это часть действительности, в которой мы продолжаем спокойно существовать.

Так с чем пришел к нам «ПЛАТОН»? Сильно ли он повлиял на жизнь перевозчиков и есть ли от него действительная польза дорогам? Давайте посмотрим на ситуацию спустя время.

Языком цифр

Недавно Росавтодор опубликовал статистику, согласно которой за последний год для пользователей системы «Платон» было оформлено более 10,5 миллиона маршрутных карт.
Количество транспортных средств свыше 12 тонн, зарегистрированных в системе, увеличилось на 40% и достигло 771 тысячи.
Среди пользователей системы 60% – это физические лица, 20% – юридические, еще 20% – индивидуальные предприниматели. Кроме того, свыше 118 тысяч автомобилей, зарегистрированных в системе — перевозчики из других стран.
Ожидаемого повышения цен на товары и услуги для конечного потребителя, которым нас пугали перевозчики, не произошло – по данным Минфина РФ, вклад нового сбора в темпы прироста потребительских цен на продовольственные товары не превысил 0,1% в течение всего года – доля транспортной составляющей в конечной цене не превышает одной десятой. Зато за год удалось собрать 16,7 миллиарда рублей для строительства и ремонта региональных дорог. Всего за это время регионы получили почти 23 миллиарда рублей в счет текущих и будущих поступлений от сборов с большегрузов – на ремонт дорог, а также на строительство и ремонт мостов и путепроводов.
Отметим, что первые собранные системой «Платон» средства в размере 10,85 миллиарда рублей уже в мае 2016 года были выделены из госбюджета на ремонт дорог, которые находились в самом критичном состоянии на 1 января 2016 года. По итогам дорожного сезона удалось отремонтировать более 1 тысячи километров самых проблемных дорог в регионах. Ремонтные работы полностью завершены в 40 городах и субъектах РФ. Еще 12,1 миллиарда рублей в прошлом году уже были направлены в 19 субъектов на строительство, реконструкцию и ремонт 31 искусственного сооружения».

#_008_Платон_01

В копилку региона

Самым частым противоречием, через которое проходят любые инициативы, связанные со сборами на федеральном или даже региональном уровне, является боязнь того, что плательщик потратит деньги, которые уйдут «в трубу» или будут потрачены, на то чем он пользоваться не будет. Так было и с «ПЛАТОН». Еще год назад, в качестве довода противников, можно было часто услышать фразу: «Почему воронежские предприниматели должны платить за ремонт моста в Хабаровске?».
Однако уже в сентябре 2016 года стало известно, что деньги собранные благодаря системе, поступили и в бюджет нашей области. Например, на средства собранные по системе «Платон», в Воронежской области отремонтируют аварийный мост. Регион получил от Росавтодора 70 миллионов рублей – эти средства решено потратить на восстановление переправы через реку Битюг на 17 км дороги М4 «Дон» – Бобров – Таловая – Новохоперск в Бобровском районе.

А что «потерпевшие»?

Руководство Росавтодора и разработчики системы утверждают, что в течение года удалось наладить диалог между государством и бизнес-сообществом, выработать и реализовать меры, упрощающие процесс перевозок с учетом действия системы.
Компромисс достигнут благодаря снижению штрафов за нарушения, введению постоплаты, созданию удобных дополнительных сервисов, пользователи системы освобождены от уплаты транспортного налога.
Более того, повышение тарифа системы «Платон», ожидавшееяся уже в феврале, произойдет только с 15 апреля. С этой даты предполагается возвращение сразу же к изначальному тарифному коэффициенту 0,82, при котором итоговый сбор за километр пробега составит 3,06 рубля. Изначально, в проекте постановления правительства, которое было вынесено на общественное обсуждение в конце прошлого года, шла речь о двукратном повышении тарифов системы «Платон» в 2017 году. Однако, в процессе обсуждения выяснилось, что самим перевозчикам выгоднее одноэтапное повышение, чтобы два раза не пересматривать свою тарифную политику.

#_008_Платон_03

Преступление и наказание

Тем не менее, всегда был и будут те, кто в силу своих принципов или просто из желания, «прокатиться на халяву», будут нарушать правила «оплаты за тонны».
В феврале 2017 года в законодательство были внесены некоторые поправки, направленные на ужесточение наказания за игнорирование системы, также планируется усиление надзора за нарушителями и дополнительный контроль за поступлением штрафов. Сегодня за движение 12-тонникиов по федеральным трассам без уплаты обязательного платежа в систему Платон предусмотрен административный штраф в размере 5000 руб., который будет наложен:
• либо на собственника/владельца транспортного средства, кроме транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам;
• либо на водителя транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику.
При повторном совершении указанных нарушений с тех же лиц будет взыскиваться штраф в размере 10000 руб.
При этом если в течение суток в разных местах посредством фото- или видеозаписи в автоматическом режиме было зафиксировано несколько нарушений в отношении одного и того же грузового транспортного средства, то за второе и последующие нарушения собственник авто к ответственности не привлекается – штрафы за них не выписываются.

Нет комментариев

Оставить комментарий