Главная АвтоПлата за проезд, или как сделать дороги достойными

Плата за проезд, или как сделать дороги достойными

Одной из самых обсуждаемых в последнее время была тема взимания платы с грузовых автомобилей, разрешенная масса которых свыше 12 тонн. Было заявлено, что с 15 ноября их владельцы должны платить за каждый пройденный километр федеральной трассы 3,73 рубля, но 3 ноября названная стоимость проезда существенно изменилась.

В преддверии запуска в эксплуатацию системы взимания платы «Платон» решением Правительства РФ утвержден размер платы за нанесение ущерба федеральным трассам грузовыми автомобилями массой свыше 12 тонн. В период с 15 ноября 2015 г. по 29 февраля 2016 г. плата за возмещение ущерба будет рассчитываться исходя из фактического пробега таких транспортных средств по тарифу 1,53 руб. за километр. В период с 1 марта 2016 г. до 31 декабря 2018 г. тариф будет увеличен до 3,06 руб. за километр.
Полученные средства поступят в Федеральный дорожный фонд и будут направлены на обеспечение поддержания федеральных автомобильных дорог. По предварительным расчетам это принесет дорожному фонду около 50 млрд руб. в год, благодаря чему работы по содержанию и ремонту начнут финансироваться на 100%, и к 2019 году мы получим достойное качество дорог, полностью соответствующее нормативам.
Напомним, что система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, вводится на территории РФ на основании Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На фоне этого разгорелись дискуссии, так как тема весьма неоднозначна. Вроде все ясно, логично и прозрачно, и Росавтодор вполне обоснованно продвигает свои интересы в наших же интересах. Но есть и другой взгляд на проблему как со стороны грузоперевозчиков, на плечи которых ложится ремонт федеральных дорог, так и вроде бы совсем незаинтересованных лиц – обычных потребителей.
Позиции грузоперевозчиков вполне понятны, никто не хочет нести дополнительные расходы, какими бы благими намерениями они не оправдывались. Их протесты и угрозы остановить всю Россию, начав движение со скоростью 10 км/ч, если 15 ноября система взимания платы вступит в силу, тоже закономерны. Отметим, 2 ноября дальнобойщики организовывали протестное движение, и в период времени с 12.00 до 13.00 двигались со скоростью 10 км/ч. Больших проблем акция не вызвала, так как большинство в ней не участвовало. 11 ноября движение приобрело более масштабный характер. 12-тонники выстраивались вдоль обочин дорог в разных регионах страны. Люди требовали отмены действия закона или его отсрочки, аргументируя тем, что они не успели зарегистрироваться в системе или собрать необходимые документы. Здесь хотелось бы заметить, что закон, устанавливающий необходимость ввода системы платы с транспортных средств массой свыше 12 тонн, был принят еще в 2011 году. Для грузоперевозчиков проводились мероприятия ознакомительного и разъяснительного характера: круглые столы, пресс-туры, презентации системы. Поэтому времени на перестройку бизнес-процессов, подачу обращений, пожеланий и обсуждение деталей проекта было достаточно.
Некоторые депутаты также поддерживали идею отмены нововведения, мотивируя это тем, что в данный момент оно несвоевременно и для этого нужна достаточно сильная и крепкая экономика. Опасались они и того, что введение системы сильно ударит по малому бизнесу и работающие на себя грузоперевозчики просто-напросто разорятся, не потянув дополнительные издержки.
Волнения обычных потребителей объясняются тем, что по логике вещей и давно устоявшейся традиции любые колебания цен напрямую на них отражаются. Согласитесь, грузоперевозчики вряд ли захотят, а быть может, и не смогут себе позволить терпеть убытки, связанные с введением платного проезда. Единственный выход для них в данной ситуации – повысить тарифы на оказание услуг. Это, в свою очередь, повлечет повышение цен на перевозимые ими товары. И с этим тоже все понятно, работники торговли умеют считать и не захотят терять деньги, переплаченные в связи повышением расценок. Но, как заявил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, при принятии закона просчитывался рост инфляции и в ведомстве детально изучили возможные последствия данного нововведения на экономику в целом. Несколько дней назад в интервью «Газете.Ru» он привел пример с предварительными расчетами, исходя из которых максимальное влияние введенного тарифа на стоимость товаров составит не более 0,5-1,0%. Поэтому при честном ценообразовании обычный потребитель даже не заметит повышения цен. Так что волнения участников процесса необоснованны и напрасны.

#_003_platon_07_pronchatov

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрий Прончатов тоже уверен, что роста инфляции не предвидится и считает, что запуск системы даст положительный результат: «К запуску системы в эксплуатацию заблаговременно подготовились и прошли регистрацию более 65 тысяч транспортных компаний и предпринимателей с общим объемом парка свыше 500 тысяч автомобилей. Важно, что процедуру успешно завершили все крупные корпоративные клиенты с автопарком от 50 автомобилей и их партнеры. Крупные сетевые автоперевозчики продовольственных товаров были заблаговременно обеспечены бортовыми устройствами и уже были готовы к работе на федеральных трассах с учетом запуска системы «Платон» с 15 ноября. Напоминаю, все деньги будут переведены в Дорожный фонд и направлены на ремонт дорог, в том числе региональных, что приведет к удобству грузоперевозчиков, улучшив их экономические показатели. Как отмечено главой нашего ведомства Романом Старовойтом, по итогам первого дня работы системы взимания платы «Платон» в федеральный дорожный фонд поступило 35 млн рублей».
О том, что многие грузоперевозчики подготовились заранее, рассказал и Олег Полетаев, начальник Управления по связям с общественностью Х5 Retail Group: «Собственный парк грузовых автомобилей, задействованных в доставке товаров из распределительных центров компании в магазины наших торговых сетей, укомплектован бортовыми устройствами в полном объеме. Мощности собственного автопарка обеспечивают порядка 70% объемов грузоперевозок компании. Еще 30% перевозят независимые операторы транспортных услуг. По информации, полученной от партнеров по грузоперевозкам, бортовыми устройствами на сегодняшний день укомплектованы порядка 10-15% их совокупного автопарка, который используется в логистике нашей торговой сети».
Директор по внешним связям группы компаний «ДИКСИ» Екатерина Куманина в свою очередь подчеркнула, что со своей стороны сеть гарантирует отсутствие перебоев с поставками и продолжает работу в штатном режиме.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) также исключают возникновение серьезных трудностей с поставками продуктов питания в сетевые магазины в связи с введением дорожных сборов для грузовиков. По информации организации большинство компаний уже получили бесплатные бортовые устройства, но какие-
то логистические компании не всё успевают. Тем не менее, количество транспорта, готового к полноценному выполнению автомобильных грузоперевозок в России, остается довольно большим.
Как будут развиваться события, мы увидим позже, а пока рассмотрим, чем мотивировано принятие данного закона, как рассчитывалась стоимость и какова степень готовности системы взимания платы за проезд.

На основании решения Правительства РФ снижена стоимость проезда по федеральным трассам, упрощены порядки взаимодействия с пользователями: сокращен перечень документов, необходимых для получения бортового устройства; для владельцев транспортных средств исключена необходимость внесения обеспечительного платежа при заключении с Оператором договора безвозмездного пользования бортовым устройством; упрощена процедура оформления маршрутных карт. В Госдуме находится на рассмотрении законопроект, который предусматривает поправки в КоАП и снижение штрафных санкций в 100 раз: единый штраф за неоплату проезда по федеральным трассам грузовиками массой свыше 12 тонн будет уменьшен до  5 тысяч рублей, за повторное нарушение предусмотрено взыскание в размере 10 тысяч рублей. Ответственным лицом будет являться собственник автомобиля. И еще один немаловажный момент: на сегодняшний день перевозчикам не выписано ни одного штрафа за неоплаченный проезд.

Едешь – плати
Главным образом инициатива связана с заботой о водителях легкового автотранспорта, практически не пользующихся трассами федерального значения. По данным Росавтодора, 56% от общего ущерба федеральным дорогам наносит именно тяжеловесный грузовой транспорт. Вред, наносимый им, равен 40 тысячам проездов одного легкового автомобиля. Поэтому, чтобы не повышать транспортный налог всем, к решению проблемы подошли по принципу «платит тот, кто чаще использует». И с этим нельзя не согласиться.
Отметим, что в мировой практике подход, основанный на принципе «пользователь платит», давно успешно реализуется. Система взимания платы с владельцев большегрузного транспорта, позволяющая поддерживать дороги в надлежащем качестве, практикуется в Германии, Австрии, Чехии, Швейцарии и прочих европейских странах. Да и в Беларуси действует аналогичная система.

Простая арифметика
Наверняка у многих возникнет вопрос, почему каждый пройденный километр будет стоить именно 3,73 рубля? Откуда взяли эти цифры?
В общем автопарке российских грузоперевозчиков около 1,5 млн транспортных средств массой свыше 12 тонн, добавьте к ним зарубежные логистические компании, 400 тысяч грузовых автомобилей которых работают на территории России. В Правительстве посчитали сумму для компенсации вреда от них (примерно 180 млрд. рублей в год), вычли из нее топливные акцизы и транспортный налог всех участников движения, а оставшуюся величину поделили на общий годовой пробег грузовиков массой более 12 тонн.

Что такое «Платон»
Федеральное дорожное агентство и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» заключили Концессионное соглашение, в соответствии с которым ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» является оператором системы взимания платы, получившей название «ПЛАТОН» («плата за тонны»). Система рассчитывает плату за пройденный путь большегрузных автомобилей только по федеральным автодорогам. Причем платные участки исключаются из сети, двойной оплаты за проезд по федеральным трассам не будет.
Отметим, что нововведение не коснется социально-значимых видов перевозок. В частности, от платы освобождены грузовые машины, предназначенные для перевозки людей, а также специальные транспортные средства (пожарные, полиция, медицинская скорая помощь, МЧС).

Как взимается плата
Каждый владелец большегрузного автомобиля обязан зарегистрироваться в системе, после чего у него появится лицевой счет, который необходимо пополнить до начала поездки. В системе предполагается два способа внесения платы – с помощью маршрутной карты (предоплаченный билет на конкретный маршрут) или бортового устройства на базе ГЛОНАСС/GPS. Устройство принадлежит государству и выдается и устанавливается в автомобиле бесплатно. Оно удобно тем, что при наличии денежных средств на лицевом счете владельца транспортного средства расчет и списание их осуществляется в автоматическом режиме за фактически пройденное расстояние.
Маршрутную карту пользователи системы «Платон» смогут оформить через личный кабинет на сайте системы, с помощью мобильного приложения или терминала самообслуживания, а также в одном из 138 центров обслуживания пользователей.
Чтобы получить бортовое устройство, владелец транспортного средства должен зарегистрироваться в реестре системы взимания платы и заключить с оператором договор безвозмездного пользования бортовым устройством, предоставив необходимый комплект документов. Заключение договора и выдача бортового устройства происходят при личном визите владельца транспортного средства или его уполномоченного представителя в центр обслуживания пользователей. Адреса офисов и места расположения терминалов самообслуживания можно уточнить на официальном сайте системы platon.ru или по телефонам круглосуточной горячей линии: +7 (800) 550-02-02 (для звонков по России), +7 (495) 540-02-02 (для звонков из-за рубежа).

Степень готовности системы

#_003_platon_07_sovetnikov

О готовности системы нам рассказал генеральный директор ООО «РТ – Инвест Транспортные Системы» Александр Советников: «Система «Платон» с технологической точки зрения к 15 ноября была полностью готова, тестирование завершено, а большая часть пользователей уже зарегистрирована и готова к запуску системы. Мы начали регистрацию крупных грузоперевозчиков еще в августе, чтобы избежать очередей. 15 октября по всей стране открылись 103 офиса для обслуживания клиентов, работает сайт www.platon.ru, где можно зарегистрироваться и произвести все необходимые действия и расчеты, и круглосуточный колл-центр на двух языках».
Элементы системы
1. Центр Управления и Мониторинга – сердце системы, включающее Центр обработки данных и Центр контроля нарушений.

#_003_platon_06

Этот комплекс, который находится в Твери, позволяет управлять всей инфраструктурой системы. Всего на территории России существует 183 Дата-центра, из них 16 обладают сертификатом на соответствие уровню отказоустойчивости Uptime Institute Tier III.

2. Центры обслуживания пользователей.
103 таких центра открылись по всей стране 15 октября, ещё 35 офисов заработают в ноябре на всех погранпереходах, включая границы с Белоруссией и Казахстаном.

#_003_platon_04

Данные центры обеспечивают комплексное обслуживание грузоперевозчиков, в том числе получение информации о системе, регистрацию в системе, оформление маршрутной карты для проезда, а также получение бортового устройства. Помимо этого, оператор системы развернёт целую собственную сеть терминалов самообслуживания.

3. Система контроля.
— 100 автомобилей мобильного контроля с установленным протестированным оборудованием фото- и видеофиксации будут курсировать по федеральным трассам.

#_003_platon_03

— Рамные конструкции стационарного контроля, расположенные над дорожным полотном. В течение двух лет будет установлена 481 такая рамка.
— Сведения о неплательщиках будут переданы в ГИБДД, штрафы грозят немалые (от 5000 до 450000 рублей).

4. Сайт системы «Платон».
Личный онлайн-кабинет пользователя, мобильное приложение. Данные ресурсы позволят пользователям в режиме онлайн регистрироваться в системе за 6 простых шагов, пополнять лицевой счет, контролировать маршруты, оформлять и отменять маршрутные карты.

5. Круглосуточная горячая линия +7 (800) 550-02-02 (для звонков по России), +7 (495) 540-02-02 (для звонков из-за рубежа).
Через колл-центр пользователи могут получить информацию о работе объектов системы взимания платы и уточнить адреса центров обслуживания и места расположения ближайших терминалов самообслуживания.

6. Бортовое устройство.
Разработка российских производителей, объект Системы взимания платы, представляющий собой техническое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

#_003_platon_05

Комментарий врио начальника Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области Ярослава Асташова
Откладывать запуск системы было нельзя, иначе ввести справедливый принцип «пользователь платит», давно используемый во всем мире, и достигнуть положительных сдвигов в дорожном хозяйстве страны не получится. Проект способствует развитию дорожной сети всей страны, улучшению качества федеральных дорог, что в итоге увеличит скорость доставки грузов, снизит аварийность. Президент Владимир Путин поручил направлять часть этих средств на региональные дорожные ГЧП-проекты. Это обеспечит мультипликативный эффект данных инвестиций для многих отраслей. Одновременно компании-перевозчики получат мотивацию для оптимизации своей логистики, и конкуренция в этой сфере будет способствовать развитию наиболее правильно и прозрачно организованных предприятий. Таким образом, система взимания платы поможет сделать рынок грузоперевозок более цивилизованным.

Нет комментариев

Оставить комментарий