Главная Это интересноИз аэроплана в аэросани – на чем передвигались век назад воронежские энтузиасты

Из аэроплана в аэросани – на чем передвигались век назад воронежские энтузиасты

В Воронеже многие интересные начинания в начале ХХ века связаны с появлением в городе неординарной личности – Анатолия Леонидовича Дурова, который приобрел здесь большую усадьбу у реки, и перестроил ее не только для своих целей дрессировщика цирковых животных, семейного проживания, но и устроил в ней музей.

Планеры и змеи над дуровской усадьбой

Интересно, что в марте 1910 года Дуров под заинтересовался секцией воздухоплавания. Секция для губернского города была весьма многочисленной. Почти сто ее членов активно занимались теорией и практикой воздухоплавания. Анатолий Дуров финансировал конструкторское бюро инженера Евгения Оттоновича Бурковского. Именно в его мастерской созревали самые неожиданные проекты.

#_008_История_02

Например, в саду Семейного собрания в мае демонстрировался макет аэроплана типа «Блерио». Работы по созданию этого аэроплана финансировал А.Л. Дуров. Кстати, именно моноплан Блерио с трехцилиндровым двигателем Anzani воздушного охлаждения «веерного» типа в 1909 году совершил легендарный 37-минутный перелёт через Английский канал.

#_008_История_08

Анатолий Леонидович Дуров не только лично вникал в дела отделения Общества воздухоплавания, но и организовывал лекции и приглашал к их чтению специалистов самого высокого ранга.
Особенной модой тогда пользовался запуск воздушных змеев. Змеи так увлекли Анатолия Дурова, что он пригласил в Воронеж одного из самых модных тогда специалистов по конструкции воздушных змеев инженера С. Неждановского. Он был незаурядным специалистом по змеям и планерам. Оригинальные летательные аппараты, теоретические труды направляли его мысль на новые изобретения. Он с 1904 года работал в Аэродинамическом институте (Кучино) под Москвой и его инженерные познания были широки. Он сооружал грандиозные одно- и многоплоскостные змеи. Запущенные им со змеем планеры пролетали по нескольку километров, что не было достигнуто тогда другими. Сергей Сергеевич Неждановский сумел применить змеи для фотографирования с воздуха. По сути это именно то, чем занимаются современные беспилотники. Такой человек был интересен и люб. Восторженная толпа с благоговением слушала столичного корифея и радостно приветствовала запуск коробчатых змеев из сада дуровской усадьбы.

#_008_История_04

Циркачи над Воронежем

Любопытный случай связывает Анатолия Дурова с другим известным артистом и авиатором Иваном Заикиным, к приезду которого в 1910 года готовился весь Воронеж.
Историк, заведующая Домом-музеем А.Л. Дурова в Воронеже писала в своей статье, посвященной деятельности А.Л. Дурова и его интересу к покорителям неба: «Готовясь к приезду Заикина, Чериковер и председатель воронежской секции воздухоплавания, преподаватель математики железнодорожного училища Николай Николаевич Мещеряков заказали модель аэроплана. В воскресенье, 1 октября, модель «Фармана-4», на котором летал Заикин, была выставлена рядом с занимающей почти всю витрину афишей, извещающей о предстоящих полетах борца-авиатора.
Портреты Заикина висели повсюду: в парикмахерских и купеческих лавках, в окнах отеля «Бристоль» и в витринах музыкального магазина Кастнера, на рекламных тумбах Средне-Московской и Большой Дворянской улиц».

#_008_История_05

Любимец публики Заикин совершил несколько полетов на глазах изумленной публики, каждый раз поднимаясь с в воздух с пассажирами, среди которых был и Анатолий Дуров. Так вспоминает Заикин о первый полет со своим коллегой-артистом:
«Дуров летит со мной. Я поднял аэроплан на шестьсот-семьсот метров, пролетел над рекой Воронеж, долетел до ипподрома, спустился. Гром оваций. Дуров счастлив. К нему подходят губернатор, полицмейстер, начальник ипподрома, спрашивают, каково его впечатление и самочувствие.
– Ваше превосходительство, впечатление чудесное, – отвечает Дуров. – Город Воронеж – как кладбище: на церквах – кресты, над могилками – крестики, на улице – людишки маленькие-маленькие, полиции совсем не видно.
Те отмахиваются от него:
– Тьфу, вечно что-нибудь сморозит.
– Люблю пошутить. Ну, Еленочка, – обращается Дуров к жене, – теперь и умереть не грех: все испытал, даже с царством небесным познакомился.»

#_008_История_07-1

Однако в итоге Иван Заикин завершил свой «летный день» весьма неожиданно, едва не закончив его катастрофой. Так писала об этом уважаемая столичная газета «Новое время»:
ВЪ РОССIИ (По телеграфу)
Крушение аэроплана И. Заикина
ВОРОНЕЖ, 5 октября. Два полета И. Заикина, бравшего с собой пассажиров, в числе которых был известный клоун Анатолий Дуров, поражал высотой подъема. Третий полет окончился катастрофой. Описав два круга, аэроплан Заикина быстро спустился на землю в версте от трибун. Раздался треск, – и у аэроплан оказалась сломанной и оторванной тележка. И. Заикин остался невредим. Механики объясняют падение примесью воды в бензине, отпущенном местной аптекой, что и вызвало остановку в работе мотора. (Соб. кор.).

С ветерком на санях с мотором

Известно, что Анатолий Дуров готовил своему другу Заикину дорогой сюрприз. Им должен был стать аэроплан построенный энтузиастами инженера Е. Бурковского. Однако сделать этот великолепный подарок так и не удалось. Профинансировав сам планер, как будущий аэроплан, Анатолий Леонидович собрал 40000 рублей на покупку для него мотора и отбыл за ним в Харьков. А по приезду узнал, что при испытании на «подлет» аппарат Бурковского потерпел аварию и восстановлению не подлежал.

#_008_История_06

Однако воронежские изобретатели долго переживать не стали и приспособили новый мотор под другую задумку: 13 февраля 1911 году по улицам Воронежа пронеслись первые аэросани, вышедшие из умелых рук работников мастерской Евгения Бурковского. Евгений Оттонович вместе с механиком Ростовцевым со скоростью 30-35 км/час пронесся по Дворянской (пр.Революции), Девицкой (ул.Платонова) до храма св.Владимира (там, где сегодня Комсомольский сквер напротив бывшего кинотеатра «Луч») и вернулись назад на Мясную площадь (где сегодня новое здание театра драмы).
Народ был восхищен произошедшим, но самое примечательное случилось на обратном пути. Журналисты-газетчики насмешливо писали, что «…аэросани были остановлены полицейским чиновником, который не разрешил ехать далее, и спортсменам пришлось остановить мотор и везти домой уже с помощью извозчика на буксире».

#_008_История_03

«Воронежский телеграф» за 21 сентября того знаменательного года зло пошутил по поводу аэросаней и их испытаний, что это «машина, изобретенная специально для пугания обывательских лошадей и задавливания пешеходов, переходящих улицу. Страдает иногда припадками бешенства». Но у обывателей изобретение пользовалось неимоверной славой. Ведь это был первый удачный пример в России по применению в наземном транспортном средстве авиационного мотора «Анзани».

Нет комментариев

Оставить комментарий