Главная ДорогиИ снова слышится стук колес… – У воронежцев снова появилась надежда на строительство метрополитена

И снова слышится стук колес… – У воронежцев снова появилась надежда на строительство метрополитена

Слово «метро» уже несколько десятилетий вызывает у воронежцев особенные эмоции, однако в последние годы светлая мечта постепенно начала переходить в разряд городских легенд. Действительно, о каком метро может идти речь, когда в период большого экономического спада даже суммы, выделяемые на плановый дорожный ремонт  порой звучат как приговор? Тем не менее, апрельский визит японской делегации заставил зазвучать забытые струны: в рамках проекта по улучшению городских условий, обсуждаемого с руководителями японских предприятий, снова заговорили о необходимости в появлении Воронежского метро.

Многие местные и даже федеральные СМИ написали о том, что японцы скоро, чуть ли не в 2018 году, начнут строить долгожданный метрополитен. Однако данное утверждение, растиражированное почти повсеместно, не совсем верно. Давайте все-таки разберемся, что именно произошло и какие перспективы есть у нашего города.

Город будущего с японским акцентом
28 апреля, на следующий день после встречи Владимира Путина с главой японского правительства Синдзо Абэ, Воронеж посетил министр по экономическому сотрудничеству с Россией, министр экономики, торговли и промышленности Японии Хиросигэ Сэко. Наш город был выбран пилотной площадкой для реализации одного из серьезных направлений российско-японского сотрудничества – развитии городской среды.
О том, что в Воронеже планируется воплотить японский проект формирования комфортной городской среды и комплексной модернизации ЖКХ, стало известно еще в середине сентября 2016 года. Воронеж выбрали в качестве пилотной площадки участники российско-японской рабочей группы под председательством замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса.
Итак, разберемся, что же представляет собой город будущего, по мнению японских специалистов.
Во-первых, в рамках мероприятий был символически заложен, так называемый «Умный здоровый дом» на территории возле плавательного бассейна ВГАСУ. Презентацию провел старший управляющий директор Nice Corporation Кацумата Киётоси. Цель проекта – выработка стандартов для инновационного жилья, применимых к реалиям российского мегаполиса, и дальнейшее распространение таких домов по стране. Здание будет построено из экологически чистых материалов, а внутри его оснастят энергосберегающими системами и датчиками здоровья, отслеживающими микроклимат в помещениях. На данный момент проект для Воронежа уже разработан, проведены геологические изыскания и подготовлено техническое задание на фундамент. Непосредственно строительством займется одна из воронежских компаний, японцы же будут ответственны за инновационное оснащение. Ввод «Умного дома» в эксплуатацию ожидается уже в августе этого года.

Метро_05

Во-вторых, японцы предложили оснастить наиболее «болезненные» перекрестки «умными светофорами». Интеллектуальную систему планируется внедрить в первую очередь на Московском проспекте. Светофоры будут отслеживать транспортные потоки и, в зависимости от загруженности на тех или иных направлениях, регулировать длительность «зеленого». Глава области Алексей Гордеев, говоря о важности инновации, отметил, что пропускная способность воронежских дорог после ввода системы в эксплуатацию (это ожидается ориентировочно к сентябрю) должна увеличиться на 25 процентов.

А как же метро?
«Гвоздем программы» стала, конечно же презентация российско-японского проекта транспортно-ориентированного развития городского пространства, которая происходила на территории железнодорожного вокзала «Воронеж-1».
Проект, включающий в себя уже готовый план воронежского метрополитена представлял первый заместитель главы администрации Воронежа по городскому хозяйству Вадим Кстенин. Стоит отметить, что план этот вовсе не является для воронежцев каким-то «японским сюрпризом».
Данная генеральная схема метрополитена г. Воронежа была представлена ООО «Киносарг» еще в 2013 году, и включает в себя четыре линии. Первая – Московско-Авиазаводская – должна связать друг с другом ВГУ и «Град». Вторая – Курско-Усманская – улицы Остужева и центр города. Это первая очередь строительства. Во вторую очередь входят продолжения этих линий, а также строительство ещё двух. В центре линии будут проходить под землёй, в других местах – по проезжей части или по эстакадам.
Если проект разработан уже давно, почему же тогда его называют русско-японским? Дело в том, что в зону ответственности российской стороны, то есть Воронежа предполагается включить разработку концепции метро легкого заложения, а также технико-
экономическое обоснование строительства данного объекта.
В зону ответственности японской стороны будет входить разработка транспортно-пересадочного узла под площадью Черняховского. Хиросигэ Сэко заметил, что для Японии развитие города вокруг большой железнодорожной станции или иного крупного транспортного узла является распространенной практикой и японские парт-
неры будут рады поделиться своими технологиями.

Метро_03

– Какое-то точное, более осязаемое решение по поводу судьбы Воронежского метро будет принято этой осенью, – делится своими надеждами автор проекта Игорь Олегович Березин, руководитель ООО «КИНОСАРГ». – Тем не менее, настолько широкая огласка – это довольно значимый шаг в продвижении нашего проекта.

Таким образом, презентация долгожданного метро с участием японских высокопоставленных чиновников и специалистов, при настолько широкой огласке, может вывести Воронежский метрополитен из ранга бесплотной мечты, на новый, более осязаемый уровень.
По данным Управления строительной политики администрации Воронежа власти готовы заплатить порядка 11,7 млн рублей за технико-экономическое обоснование (ТЭО) создания в городе системы «скоростного рельсового пассажирского транспорта».
Под ним на сегодня власти подразумевают метрополитен или скоростной трамвай.
Работу подрядчика разделят на три этапа, которые завершатся к концу 2017 года. Ключевым критерием оценки заявок потенциальных подрядчиков будет цена предлагаемого контракта (60 %). Еще по 20 % отведены на качество услуги и компетенции заявляемых на открытый конкурс компаний.
Есть и другие предложения

Любопытно, но создается ощущение, что некоторые плоды последних обсуждений вокруг рационализации транспортной системы нашего города-миллионника уже начали появляться. Так например, недавно на сайте voronmetro в конце мая начался сбор подписей за референдум о строительстве метро Воронеже по другому плану. Организаторы хотят собрать 20 000 подписей, после чего подадут официальную заявку на проведение общегородского референдума.
Как выяснилось, данная инициатива была выдвинута петербургским бизнесменом Ринатом Бичуриным, который собирается сразу в нескольких городах России реализовать проект «Новое Метро России». Его суть заключается в том, что в крупных городах нашей страны, где горожане испытывают нехватку в дополнительном виде транспорта будет строиться, так называемое «новое» надземное метро. Строительство будет осуществляться за счет частных инвестиций, при этом проезд планируется также сделать бесплатным. Проезд будет обеспечиваться доходами от аренды коммерческих помещений в составе надземных станций. На строительство 50 станций уйдет 4 года, а полная окупаемость проекта составит около 10 лет. Помимо Воронежа, инициатива строительства надземного метро активно продвигается в Омске, Краснодаре, Новосибирске.

– В полном объеме проектная документация начнет разрабатываться после референдума, – уточняет Ринат Бичурин. – Но мы должны понимать, что положительный опыт строительства и функционирования частного надземного метро уже успешно реализован в развитых странах Европы и Азии. В целом, мы думаем, что российским городам стоит придерживаться общемирового тренда, который заключается в приоритете строительства именно надземного метро. Позже мы надеемся задействовать в нашем проекте города-миллионники, города с населением свыше 300-400 тысяч человек – всего до 60 городов.

Подходит данный проект Воронежу или нет и какие подводные камни кроются в его реализации, в любом случае, скоро станет известно. А нам остается надеяться, что новая волна общественных обсуждений станет наконец-то трамплином для начала глобального улучшения воронежской транспортной системы.

Нет комментариев

Оставить комментарий