Главная РЖД150 лет Юго-Восточной железной дороге

150 лет Юго-Восточной железной дороге

2016-й год является для работников Юго-Восточной железной дороги знаменательным, ведь ей исполнилось 150 лет. Вместе со всей страной ЮВЖД строилась, стойко переносила лишения, побеждала в страшной войне, восстанавливалась, крепла и развивалась.

#_006_ЮВЖД_05

Юго-Восточная железная дорога сегодня – это важнейший перекрёсток, через который пролегают пути из Центра на Юг России, с Востока на Запад, в ближнее и дальнее зарубежье. Развернутая длина дороги составляет почти свыше 9500 километров, и в настоящее время она полностью обеспечивает транспортное обслуживание промышленных и сельскохозяйственных предприятий и населения в четырех областях: Воронежской, Липецкой, Белгородской и Тамбовской. Магистраль является связующим транспортным звеном еще для шести прилегающих областей: Курской, Тульской, Рязанской, Пензенской, Саратовской, Волгоградской и Ростовской.
Начальная страница истории ЮВЖД была перевернута 4 сентября 1866 г. на станции Козлов, куда прибыл первый поезд из Москвы. Новая дорога дала мощный импульс развитию сельского хозяйства в Черноземной зоне, а в послереволюционный период и промышленному производству.

#_006_ЮВЖД_03

В суровые годы Великой Отечественной войны дорога стала сначала прифронтовой, а затем и фронтовой. Через нее с севера на юг проходила линия фронта. На плечи железнодорожников легла большая ответственность: необходимо было любой ценой сохранять живучесть магистрали и обеспечивать перевозки для Центрального, Юго-Западного, Сталинградского, Воронежского, Донского, Степного и Брянского фронтов. Во многом благодаря самоотверженному труду юговосточников было выиграно сражение под Сталинградом. В 1943-м году в небывало короткий срок – всего 32 дня – в основном силами железнодорожников и женщин, жительниц окрестных деревень, мужья которых сражались с врагом на фронте, была построена линия Старый Оскол – Ржава протяженностью 95 км. Она стала для наших войск важнейшей транспортной артерией, во многом способствовала разгрому немецких войск на Курской дуге и была названа «Дорогой мужества». За героизм, успешное выполнение заданий правительства и военного командования коллективу Юго-Восточной железной дороги было передано на вечное хранение переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, без которого сегодня не обходится ни одно торжественное мероприятие.

#_006_ЮВЖД_01

В Воронеже расположено здание Управления дороги, о котором нужно сказать особо. В годы войны архитектура города очень пострадала, не прошла война и мимо этого сооружения. В 1952 году талантливый архитектор Николай Владимирович Троицкий завершил реконструкцию здания в стиле классицизма. Башня, увенчавшая строение, вскоре стала своеобразным «золотым сечением» областного центра. По своему стилю оно напоминает сталинские «высотки» Москвы: полукруглый фасад, длинные массивные флигели с колоннами и арками, 70-метровая квадратная башня с курантами. Сегодня здание Управление ЮВЖД по праву считается визитной карточкой Воронежа.

#_006_ЮВЖД_10

В послевоенные годы работники дороги прилагали все усилия к обеспечению перевозок, связанных с дальнейшим развитием промышленного производства и сельского хозяйства в Центрально-Чернозёмном регионе и в целом по стране. С 60-х годов XX века началось бурное развитие химической отрасли, энергетики, строительной индустрии и машиностроения. Это потребовало значительного увеличения эксплуатационной мощности, и магистраль успешно справилась с этой сложной задачей. За высокие показатели по обеспечению потребностей в перевозках грузов, пассажиров в 1966-м году Юго-Восточная железная дорога была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

#_006_ЮВЖД_11

Крайне напряженным был труд юговосточников в конце 80-х годов прошлого столетия – росли объемы погрузки, увеличивался грузопоток. Одна только станция Поворино пропускала 120 пар грузовых поездов в сутки, а станция Лиски имела самый большой вагонооборот на сети дорог. Для обслуживания и вождения такого количества поездов требовалась четкая, слаженная работа тружеников вагонного, локомотивного хозяйств и работников хозяйства перевозок, и они снова не подвели.

#_006_ЮВЖД_06

Начатая в конце 90-х годов XX века реформа отечественной железнодорожной отрасли стала насущной необходимостью, важным условием эффективной работы железных дорог страны в новых рыночных условиях. В 2003 году  Юго-Восточная магистраль получила новый статус – филиала ОАО «Российские железные дороги». Несмотря на все сложности переходного периода, результаты деятельности магистрали характеризовались устойчивой динамикой производственных и финансовых показателей. На период создания ОАО «РЖД» дорога трижды становилась победителем отраслевого соревнования, в том числе и по итогам всего 2003 года.
Все процессы реформирования на дороге шли в соответствии с утвержденной Стратегической программой развития компании. Из 14 важнейших групп активов и видов деятельности, которые на тот момент были в структуре ЮВЖД, большая часть выведена  на свободный рынок путем преобразования в филиалы или дочерние акционерные общества ОАО «РЖД».

#_006_ЮВЖД_09

Юговосточники продолжают славные трудовые традиции своих предшественников. Ярким тому подтверждением служат четыре победы в отраслевом соревновании, одержанные ими за последние 10 лет. Юго-Восточная признавалась лучшей на сети дорог в третьем квартале и по итогам 2003 года, в первых кварталах 2004 и 2007 годов, а также в четвертом квартале 2011-го с вручением ей диплома и соответствующих свидетельств высшим руководством холдинга. И в этом, юбилейном для магистрали году, коллектив Юго-Восточной преподнес себе и дороге подарок – победил  в сетевом соревновании по итогам первогого квартала.
Несмотря на трудности переходного периода и экономический кризис, на ЮВЖД продолжается созидательная работа. На сегодняшний день реконструирована ремонтная база локомотивных депо, построены и капитально отремонтированы дома отдыха локомотивных бригад. Обновлены практически все вокзалы.

#_006_ЮВЖД_12

К примеру, построенный на станции Поворино  новый соответствующий  всем современным требованиям вокзал, стал визитной карточкой дороги на направлении Урал – Черноморское побережье. Введен в обращение целый ряд фирменных поездов. Магистраль стала одной из первых, где успешно внедряется проект «Дневной экспресс», на ЮВЖД первым в стране начал курсировать поезд, состоящий из двухэтажных вагонов с местами для сидения, в котором путь от Воронежа до Москвы составляет всего 6,5 часов. Инфраструктура дороги была полностью подготовлена к пропуску пассажирских поездов с участниками и гостями зимней Олимпиады 2014 года в Сочи.
Новые поколения юговосточников будут и дальше писать страницы истории магистрали. Ведь железная дорога ежеминутно в непрерывном движении. А движение – это жизнь.

Нет комментариев

Оставить комментарий